2. Основные характеристики 2.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматное королевство» для детей 5-7 лет, социально-гуманитарной направленности. Актуальность Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение по данному курсу позволит подготовить детей дошкольного возраста к скорейшему и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла, а также предоставит дополнительные возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий. Отличительные особенности Программы, является то, в её основе лежит системно - деятельности подход. Игра в шахматы выступает мощным инструментом для развития творческого логического мышления и одновременно сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра в шахматы развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения. Использование оригинальной системы дидактических заданий и игр, составляющей основу программы «Шахматное королевство», которая способствует усвоению способов деятельности и обретению опыта творческой деятельности при обязательной опоре на эмоционально-ценностный компонент социального опыта. Развитие способности действовать «в уме» важно для всех видов деятельности детей, так как каждый из них требует выполнения операций в определенной последовательности. Однако в общеизвестных системах обучения эта способность развивается не структурировано и целенаправленно, а стихийно. Поскольку обучение является источником и движущей силой умственного развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следовательно необходимо найти подходящее средство для её тренинга, этим средством и является игра в шахматы, данный курс «Шахматное королевство». Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей от 5 до 7 лет. К освоению программы допускаются учащиеся без предъявления требований к уровню образования и здоровью. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Для детей возраст 5-6 лет 1 учебный час равен 25 минут. Для детей возраст 6-7 лет 1 учебный час равен 30 минут. Объём освоения программы Объем учебного времени, предусмотрен учебным планом- общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 2 года (18 месяцев). Срок реализации программы – 144 учебных часа. Программа включает в себя два модуля: Модуль 1. «Шахматы, первый год» - объем 72 часа; Модуль 2. «Шахматы, второй год» - объем 72 часа. Форма обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме, групповая (7 человек) совместная образовательная деятельность, индивидуально- групповая образовательная деятельность. Уровень сложности Дополнительная «Шахматное общеобразовательная королевство» общеразвивающая предполагает стартовый дополнительных знаний и навыков) и базовый программа (не требует (предполагает наличие базовых понятий и умений в игре «Шахматы) уровни знаний и умений учащихся. Форма занятий групповая. Ожидаемое количество детей в одной группе: 7 человек. Допускается формирование разновозрастных групп. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает задания разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки) Педагог ориентируется на индивидуальные особенности обучающихся, исходя из которых составляется общеразвивающий и образовательный маршрут. Категория состояния лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без ОВЗ Виды занятий Обозначенный объем программы планируется к реализации в различных формах аудиторной деятельности. Это традиционное занятие, комбинированное занятие, беседа, игра, турнир, конкурс решения задач и этюдов, сеанс одновременной игры, дидактические игры: «Шахматное лото», «Волшебный мешочек», «Перехитри часовых» и т.д Реализация программы «Шахматное королевство» обеспечивается воссозданием эмоционально-насыщенной атмосферы занятий. Она обеспечивается тем, что почти на каждом занятии используются следующие элементы: 1) сказка (читается дидактическая сказка или демонстрируется её презентация); 2) импровизированный театр (выполняется небольшая инсценировка); 3) дидактическая игра; 4) юмор, смех (использование шуточного материала); 5) секрет, тайна (использование сюрпризов); 6) отсутствие проигравших (одно из ключевых условий – «шахматы без проигравших»); 7) решение нестандартных занимательных заданий, способствующих пониманию учащимися красоты как ценности. На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие формы подведения результатов: • Викторина • Игра «Угадай ход» (показать расстановку на шахматной доске), играконкурс, игра-турнир. • Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. • Открытое занятие. • Творческая работа. Тестирование. 2. 2. Цель и задачи Программы Цель: обучение дошкольника принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы. А) Обучающие задачи: - обучить детей основам шахматной игры; - научить учащихся следить за ходом шахматной партии; -закрепить умение и навыки игры, обучив учащихся играть шахматную партию от начала и до конца с соблюдением всех правил; - обучить простейшим ходам и взятиям; - научить видеть краткую и полную шахматную нотацию; -обучить навыкам запоминания, сравнения, обобщения, предвидения результатов своей деятельности; ориентировки на плоскости, концентрации внимания, памяти; -развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Б) Развивающие задачи: - развивать умение оценивать возникающие шахматные позиции; - создать условия для развития абстрактно-логического мышления; - способствовать формированию конкретного системного мышления; -способствовать развитию культуры мышления, самостоятельности, ответственности, активности аккуратности; -способствовать развитию творческого воображения, фантазии, изобретательности у учащихся; - повысить мотивацию к занятиям шахматами. В) Воспитательные задачи: - формировать потребность в самопознании, саморазвитии; - формировать умение работать в детском коллективе, взаимодействовать со сверстниками; - выработать отношение к шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; -воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм; - формировать у детей понимание ценности интеллектуального творчества. 2.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Модуль 1 «Шахматы первый год» № п/п 1 Название раздела/темы Шахматная доска Количеств о часов Всего Теория Практика 6 3 3 Формы аттестации/ контроля Беседа 2 Шахматные фигуры 2 1 1 Творческая 3 Начальная 2 1 1 работа Игра, беседа 4 расстановка фигур Ходы и взятие фигур 36 18 18 Дидактическая игра, 5 Цель шахматной 14 7 7 наблюдение, Анализ партий 6 партии Игра всеми фигурами 12 6 6 Наблюдение, изначального игра, положения занятие Итого 72 36 открытое 36 Содержание учебного плана образовательного модуля 1 «Шахматы первый год» • Раздел 1. Шахматная доска – 6 часов. • 1.1. Тема: Шахматная доска. • Теория (0,5): Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. • Практика (0,5): Определение белых и черных полей, белой и черной диагонали, подсчет количества полей в шахматных дорожках. • 1.2. Тема: Шахматная доска. • Теория (0,5): Расположение доски между партнерами. Горизонталь и вертикаль. • Практика (0,5): Определение количества горизонталей и вертикалей на шахматной доске. • 1.3. Тема: Шахматная доска. • Теория (0,5): Расположение доски между партнерами. Горизонталь и вертикаль. • Практика (0,5): выполнение дидактических заданий и игры «Горизонталь», «Вертикаль», разгадывание шахматных загадок. • 1.4.Тема: Шахматная доска • Теория (0,5): Диагональ. Центр. • Практика (0,5): Находить на шахматной доске горизонтали, на шахматной доске горизонтали, вертикали, диагонали и центр. • 1.5. Тема: Шахматная доска • Теория (0,5): Диагональ. Центр. • Практика (0,5): Находить вертикали, диагонали и центр. • 1.6. Тема: Шахматная доска • Теория (0,5):Отличия диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. • Практика (0,5): решение дидактических заданий «Помоги рассеянному художнику». • Раздел 2. Шахматные фигуры – 2 часа. • 2.1.Тема: Шахматные фигуры. • Теория (0,5): Знакомство с белые и черные фигуры. Ладья, слон ферзь. Презентация «Приключение в шахматной стране, «Как появились шахматные фигуры», «Оля, Добрыня и шахматы» • Практика (0,5): выполнение творческого задания - рисование шахматных фигур, рассуждения по развитию сюжета в презентации сказках, выполнение дидактической задачи «Угадай». • 2.2.Тема: Шахматные фигуры. • Теория (0,5): Знакомство с белые и черные фигуры. Конь, пешка, король. Презентация «Оля, Добрыня и шахматы». • Практика (0,5):выполнение дидактических заданий и игр на определение различий между фигурами по цвету, форме и размеру «Волшебный мешочек», «Секретная фигура», «Что общего? «Большая и маленькая». • Раздел 3. Начальная расстановка фигур – 2 часа. • 3.1.Тема: Начальная расстановка фигур. • Теория (0,5):Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило «Ферзь любит свой цвет». Работа с презентацией «Я смотрю на первый ряд…» • Практика (0,5): Расстановка фигур в начальное положение. Находить ошибки в неправильном расставленной начальной позиции. Разучить рифмовку о начальном положении. • 3.2.Тема: Начальная расстановка фигур. • Теория (0,5): Расстановка фигур перед шахматной партией. Определение связи между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий «Мешочек», «Мяч», «Да и нет». • Раздел 4. Ходы и взятие фигур – 36 часов. • 4.1. Тема: Ладья • Теория (0,5): Место ладьи в начальном положении. Повторение названий шахматных фигур. • Практика (0,5): Дидактические игры: «Один в поле воин», «Кратчайший путь» • 4.2. Тема: Ладья • Теория (0,5): Ход. Ход ладьи. Взятие. • Практика (0,5):Дидактические игры: часовых». • 4.3. Тема: Ладья • Теория (0,5): Ход. Ход ладьи. Взятие. «Лабиринт», Перехитри • Практика (0,5): Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение». Выполнение детьми на своей шахматное доске ход фигуры и взятие другой фигуры. • 4.4. Тема: Ладья • Теория (0,5): Ход ладьи. Взятие. • Практика (0,5): Дидактическая игра: «Ограничение подвижности». • 4.5. Тема: Слон. • Теория (0,5): Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество фигуры. Легкая и тяжелая фигура. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». • 4.6. Тема: Слон. • Теория (0,5): Ход слона, взятие. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Лабиринт», Перехитри часовых». • 4.7. Тема: Слон. • Теория (0,5): Ход слона, взятие. • Практика (0,5): Дидактические игры: «Игры на уничтожение», «Захват контрольного поля». • 4.8. Тема: Слон. • Теория (0,5): Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. • Практика (0,5): Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». • 4.9. Тема: Ладья против слона. • Теория (0,5): Повторение ход и взятие слона, ладьи. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». • 4.10. Тема: Ладья против слона. • Теория (0,5): Повторение ход и взятие слона, ладьи. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». • 4.11. Тема: Ладья против слона. • Теория (0,5):Повторение ход и взятие слона, ладьи. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». • 4.12. Тема: Ферзь. • Теория (0,5): Ход ферзя, взятие. Ферзь-тяжелая фигура. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». • 4.13. Тема: Ферзь. • Теория (0,5): Ход ферзя, взятие. Инсценировка «В гостях у ферзя». • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Лабиринт», «Перехитри часовых». • 4.14. Тема: Ферзь. • Теория (0,5): Ход ферзя, взятие. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». • 4.15. Тема: Ферзь. • Теория (0,5): Ход ферзя, взятие. • Практика (0,5): Отработка ходов по горизонтали, вертикали, диагонали. Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». • 4.16. Тема: Ферзь против ладьи и слона. • Теория (0,5): Ход ладьи, слона, ферзя. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». • 4.17. Тема: Ферзь против ладьи и слона. • Теория (0,5): Ход ладьи, слона, ферзя. • Практика (0,5): Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Игры на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». • 4.18. Тема: Конь. • Теория (0,5): Ход коня, взятие. Конь легкая фигура. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». • 4.19. Тема: Конь. • Теория (0,5): Повторение ходов других фигур. Ход коня, взятие. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Лабиринт», «Перехитри часовых». • 4.20. Тема: Повторение ход коня, взятие. • Теория (0,5): Ход коня, взятие. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Лабиринт», «Перехитри часовых». • 4.21. Тема: Конь. • Теория (0,5): Ход коня, взятие. • Практика (0,5): Дидактические игры: «Игры на уничтожение», «Ограничение подвижности». • 4.22. Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона. • Теория (0,5):Повторение ход ладьи, слона, ферзя, коня. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». • 4.23. Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона. • Теория (0,5):Повторение ход ладьи, слона, ферзя, коня. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий тетрадях: «Выиграй уничтожение», фигуру», «Захват «Сними контрольного на доске и в часовых», поля», «Игра на «Ограничение подвижности». • 4.24. Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона. • Теория (0,5):Повторение ход ладьи, слона, ферзя, коня. • Практика (0,5): Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». • 4.25. Тема: Пешка. • Теория (0,5): Ход пешки, взятие. Чтение -инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга» • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Один в поле воин», «Лабиринт». • 4.26. Тема: Пешка. • Теория (0,5): Ход пешки, взятие на проходе. Превращение пешки. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий тетрадях: «Один в поле воин», «Лабиринт». на доске и в Отработка взятия на проходе. • 4.27. Тема: Пешка. • Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий тетрадях: «Один в поле воин», «Лабиринт». проходе. • 4.28. Тема: Пешка. на доске и в Отработка взятия на • Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки. • Практика (0,5): Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». • 4.29. Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. • Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки, взятие. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». • 4.29. Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. • Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки, взятие. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых». • 4.31. Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. • Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки, взятие. • Практика (0,5):Дидактическая игра: «Ограничение подвижности». • 4.32. Тема: Король. Ход короля. • Теория (0,5): Повторение хода всех фигур. Место короля в начальном положении. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых» • 4.33. Тема: Король. Ход короля, взятие. • Теория (0,5): Повторение хода короля, взятие. • Практика (0,5):Дидактическая игра: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля». • 4.34. Тема: Король против других фигур. • Теория (0,5): Повторение хода всех фигур. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых». • 4.35. Тема: Король против других фигур. • Теория (0,5): Повторение хода всех фигур. • Практика (0,5):Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля». • 4.36. Тема: Король против других фигур. • Теория (0,5): Повторение хода всех фигур. • Практика (0,5):Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля». • Раздел 5. Цель шахматной партии – 14 часов. • 5.1. Тема: Шах. • Теория (0,5):Повторение ходов всех фигур. Шах ферзем, ладьей, слоном. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий тетрадях: на доске и в «Шах или не шах», «Дай шах», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от шаха». • 5.2. Тема: Шах. • Теория (0,5):Шах конем, пешкой. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий тетрадях: на доске и в «Шах или не шах», «Дай шах», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от шаха». • 5.3. Тема: Шах. • Теория (0,5):Открытый шах. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий тетрадях: фигуры». на доске и в «Дай открытый шах», «Открытый шах с выигрышем • 5.4. Тема: Шах. • Теория (0,5):Двойной шах. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Дай двойной шах», «Двойной шах с выигрышем фигуры», «Лучший шах». Дидактическая игра «Первый шах». • 5.5. Тема: Мат. • Теория (0,5):Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Мат или не мат». • 5.6. Тема: Мат. • Теория (0,5):Мат конем, пешкой. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Мат или не мат». • 5.7. Тема: Мат. • Теория (0,5):Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Мат в один ход». • 5.8. Тема: Мат. • Теория (0,5):Мат в один ход конем, пешкой. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Мат в один ход». • 5.9. Тема: Мат. • Теория (0,5):Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура». • 5.10. Тема: Мат. • Теория (0,5):Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура». • 5.11. Тема: Ничья. Пат. • Теория (0,5):Отличие пата от мата. Варианты ничьей. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Пат или не пат». • 5.12. Тема: Ничья. Пат. • Теория (0,5):Варианты ничьей. Анализ партий. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Пат или не пат». • 5.13. Тема: Рокировка. • Теория (0,5):Правила рокировки. Короткая рокировка. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру». • 5.14. Тема: Рокировка. • Теория (0,5):Правила рокировки. Длинная рокировка. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру». • Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения – 8 часов. • 6.1. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Повторение Длинная и короткая рокировка. Правила поведения за шахматной доской. • Практика (0,5):Игра всеми фигурами из начального положения, дидактическая игра «Два хода». • 6.2. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Анализ партий. • Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения, дидактическая игра «Два хода». • 6.3. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Принципы разыгрывания дебюта. • Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения. • 6.4. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Принципы разыгрывания дебюта. • Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения. • 6.5. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Демонстрация коротких партий. Анализ дебютных ошибок, которые ведут к быстрому мату. • Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения. • 6.6. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Демонстрация коротких партий. Анализ дебютных ошибок, которые ведут к быстрому мату. • Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения. • 6.7. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Анализ дебютных ошибок, которые ведут к быстрому мату. • Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения. • 6.8. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Повторение правил рокировки, легкие и тяжелые фигуры. • Практика (0,5): Беседа вопрос-ответ. Игра всеми фигурами из начального положения. • 6.9. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): повторение - пат, мат. • Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения • 6.10. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): фигур» Повторение материала по разделу: «Ходы и взятие • Практика (0,5): Выполнение дидактического задания в тетрадях: «Атака неприятельской «Защита», «Выиграй фигуры», фигуру», «Двойной «Перехитри удар», часовых», «Взятие», «Сними часовых». • 6.11. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Изучение позиций фигур в дебюте. • Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения. • 6.12. Тема: Шахматная партия. • Теория (0,5): Знакомство дебют - гамбит • Практика (0,5): Выполнение дидактического задания на шахматной доске. Беседа вопрос-ответ. Игра всеми фигурами из начального положения. Учебный (тематический) план Модуль 2 «Шахматы второй год» № Название раздела/темы Количество часов Формы п/п Всего Теория Практика аттестации/контро ля 1 Основные термины 4 2 2 Викторина шахматной партии 2 Краткая история 1 1 0 Беседа 3 Шахматная нотация 4 2 2 Беседа, самостоятельная работа 4 Ценность шахматных фигур Постановка мата одинокому королю Достижение мата без жертвы материала Шахматная комбинация Итого 8 4 4 10 5 5 Беседа, творческая работа Анализ партий 6 3 3 39 19 20 72 36 36 5 6 7 Игра-турнир, анализ партий Игра-турнир, Анализ партий Содержание учебного плана образовательного модуля 2 «Шахматы второй год» Раздел 1. Основные термины шахматной партии – 4 часа. • 1.1. Тема: Ходы слона, ферзя, ладьи, коня, пешки и короля. • Теория (0,5): просмотр обзорной презентации «приключение в Шахматной стране». Повторение понятий: поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. • Практика (0,5): Расстановка начального положения. • 1.2. Тема: Шах, мат и пат . • Теория (0,5): Повторение понятий: шах, мат, пат. Ходы шахматных фигур. Начальное положение. • Практика (0,5): игровая практика – игра всеми фигурами из начального положения. • 1.3. Тема: Рокировка, взятие на проходе. • Теория (0,5): Повторение понятий: рокировка, взятие на проходе. Превращение пешки. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на шахматной доске: «Три фигуры против целой армии», «Убери лишнюю фигуру», «Ходят только белые», • 1.4. Тема: Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. • Теория (0,5): разыгрывания дебюта. Мат в один ход. • Практика (0,5): игровая практика – игра всеми фигурами из начального положения. • Раздел 2. Краткая история шахмат – 1 час. • 2.1. Тема: Шахматная доска. • Теория (1): Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр презентаций «Легенда о радже и мудреце», «Книга шахматной юности. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. • Раздел 3. Шахматная нотация – 4 час. • 3.1. Тема: Шахматная нотация. • Теория (0,5): Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Полная и краткая нотация. Запись шахматной партии. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий: «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». • 3.2. Тема: Шахматная нотация. • Теория (0,5): Повторение обозначений горизонталей, вертикалей, полей. Полная и краткая нотация. Запись шахматной партии. • Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий: «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». • 3.3. Тема: Шахматная нотация. • Теория (0,5): Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. • Практика (0,5): Игровая практика с записью шахматной партии или фрагмента. • 3.4. Тема: Шахматная нотация. • Теория (0,5): Повторение обозначений шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. • Практика (0,5):Игровая практика с записью шахматной партии или фрагмента. Раздел 4. Ценность шахматных фигур – 8 час • 4.1. Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч) • Теория (1): Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. • Практика (1):Выполнение дидактического задания «Кто сильнее», «Обе армии равны», «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). • 4.2. Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч) • Теория (1): Достижение материального перевеса. • Практика (1):Выполнение дидактического задания «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. • 4.3. Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч) • Теория (1): Достижение материального перевеса. Способы защиты. • Практика (1):Выполнение дидактического задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). «Защита»(уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика. • 4.4. Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч) • Теория (1): Защита. • Практика (1):Выполнение дидактического задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). • Раздел 5. Постановка мата одинокому королю – 10 часов. • 5.1. Тема: Техника матования одинокого короля (3 ч) • Теория (1,5): Две ладьи против короля. Повторение способов защиты. • Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат», «Мат или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол» «Ограниченный король» «Мат в два хода». Игровая практика. • 5.2. Тема: Техника матования одинокого короля (2 ч) • Теория (1): Ферзь и ладья против короля. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат», «Мат или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол» «Ограниченный король» «Мат в два хода». Игровая практика. • 5.3. Тема: Техника матования одинокого короля (2 ч) • Теория (1): Ферзь и король против короля. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат», «Мат или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол» «Ограниченный король» «Мат в два хода». Игровая практика. • 5.4. Тема: Техника матования одинокого короля (3 ч) • Теория (1,5): Ладья и король против короля. Оппозиция. • Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат», «Мат или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол» «Ограниченный король» «Мат в два хода». Игровая практика. • Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала – 6 часов. • 6.1. Тема: Достижение мата без жертвы материала (2 ч) • Теория (1): Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. • 6.2. Тема: Достижение мата без жертвы материала (2 ч) • Теория (1): Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. • 6.3. Тема: Достижение мата без жертвы материала (2 ч) • Теория (1): Учебные положения на мат в два хода в дебюте. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. • Раздел 7. Шахматная комбинация – 34 часа. • 7.1. Тема: Шахматная комбинация (3 ч) • Теория (1,5): Жертва в шахматах. Матовые комбинации. Тема комбинаций. Тема завлечения. • Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. • 7.2. Тема: Шахматная комбинация (2 ч) • Теория (1): Матовые комбинации. Тема отвлечения. Презентация «Гарри Поттер играет в шахматы» • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. • 7.3. Тема: Шахматная комбинация (2 ч) • Теория (1): Матовые комбинации. Тема блокировки. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два хода». • Игровая практика. • 7.4. Тема: Шахматная комбинация (2 ч) • Теория (1): Тема разрушения королевского прикрытия. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. • 7.5. Тема: Шахматная комбинация (3 ч) • Теория (1,5): Матовые комбинации. Тема освобождения пространства (освобождение поля, горизонтали, вертикали, диагонали). Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». • Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. • 7.6. Тема: Шахматная комбинация (2 ч) • Теория (1): Матовые комбинации. Тема батареи, связки, перекрытия, пассивной жертвы. Сочетание тематических приемов. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. • 7.7. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (2 ч) • Теория (1): Отвлечение, завлечение. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш материала». Игровая практика. • 7.8. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса(2 ч) • Теория (1): Тема уничтожения защиты. Связки. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш материала». Игровая практика. • 7.9. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса(3 ч) • Теория (1,5): Освобождение пространства (освобождение поля, горизонтали, вертикали, диагонали). Прием перекрытия. • Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш материала». Игровая практика. • 7.10.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (2 ч) • Теория (1): Превращение пешки. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш материала». Игровая практика. • 7.11.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса(3 ч) • Теория (1,5): Сочетание тематических приемов. • Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш материала». Игровая практика. • 7.12.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (2 ч) • Теория (1): Комбинации на пат. Комбинации для достижения ничей. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Сделай ничью». Игровая практика. • 7.13.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (2 ч) • Теория (1): Комбинации на вечный шах. Комбинации для достижения ничей. • Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Сделай ничью». Игровая практика. • 7.14.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (4 ч). • Теория (2): Типичные комбинации в дебюте. • Практика (2): Выполнение дидактических заданий: «Проведи комбинацию». Игровая практика. • 7.15. Тема: Шахматная нотации и ценность шахматных фигур (2). • Теория (1): Повторение по разделу: «История шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур» • Практика (1): Игровая практика «Постановка мата одинокому королю. • 8.2. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (2). • Теория (1): Превращение пешки. Повторение материала по разделу: «Достижение мата без жертвы», «Шахматная комбинация». • Практика (1): Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика. • 8.3. Тема: Открытое занятие (1). • Практика (1): Игровая практика – турнир. 2.4 Планируемые результаты освоения образовательной общеразвивающей программы «Шахматное королевство» Личностные: • - научились работать в детском коллективе, взаимодействовать со сверстниками; • - развили целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие; • - нашли в себе ценность интеллектуального творчества; • - выработали отношение к шахматам как серьезному, полезному занятию, имеющая спортивную и творческую направленность. Метапредметные: • - умеют оценивать возникающие шахматные позиции; • - сформирована системное мышление; • - развита способность культуры мышления, самостоятельности, ответственности ; • - имеется мотивация к занятиям по шахматам; Предметные: • - знают основы шахматной доски; • - умеют следить за ходом шахматной партии; • - видят краткую и полную шахматную нотацию; • - умеют делать несложные ходы и взятия; • - запоминают сравнивают, обобщают, предвидение своих результатов деятельности; 3. Организационного - педагогические условия 3.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Для успешной реализации программы образовательной организацией обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода обучения. Занятия по шахматам проводятся в кабинете площадью не менее 12 кв.м., которое соответствует всем требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативами СанПиН. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели (столы, стуль), мультимедийное оборудование, наборы шахмат и досок, шахматные часы, демонстрационная шахматная доска, наборы магнитов двух цветов, компьютеры, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 Степень Количество использования (в % единиц на от группу продолжительности программы) Средство обучения Проектор с экраном 1 комплект (мультимедиа) Демонстрационная шахматная доска с набором шахматных 1 шт фигур 10 Наборы шахмат и досок комплектов Наборы магнитов двух цветов 6/6 шт Шахматные часы 5 шт Компьютер, звуковые колонки 1 шт Столы 8 шт. Стулья 8 шт. Доска магнитная 1 шт Расходные материалы Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Карандаши, ручки, маркеры на 10/10/5 водной основе Губки для маркерной доски 2 шт. 50 % 80 % 100 % 70 % 80 % 50 % 100% 100% 60% Кадровое обеспечение Требования к квалификации. Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным дополнительным общеразвивающим предпрофессиональным программам, программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки". Наличие квалификационной категории не является обязательным требованием. Методические материалы Модуль 1 «Шахматы первый год» 1. Учебник для учащихся «Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны» (в двух частях). 2. Методическое пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу». 3. Рабочая тетрадь «Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь» (в двух частях). 4. Тетрадь для проверочных работ. 5. Шахматные игрушки и игры. Модуль 2 «Шахматы второй год» 1. Учебник для учащихся «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»(в двух частях). 2. Методическое пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу». 3. Рабочая тетрадь «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь» (в двух частях). 4. Тетрадь для проверочных работ: Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: тетрадь для проверочных работ». 5. Задачник «Задачи к курсу «Шахматы - школе». Второй год обучения». 6. Шахматные игрушки и игры. 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится для детей 5-6 и 6-7 лет-2 раза в год с использованием низко формализованных (наблюдение, беседа, индивидуальная работа и др.) методов (вводный и итоговый). Также после изучения каждого раздела проводится опрос/тестирование с применением тетрадей для проверочных работ (автор И.Г. Сухин). Критерии оценки: 2 (Высокий): Ребенок имеет представление об истории шахмат и о шахматной игре. Умеет быстро и правильно находить поля, горизонтали, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приемах взятия фигур. У ребенка развита познавательная активность, зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, воображение. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. 1 (Средний):Ребенок имеет представление об истории шахмат и о шахматной игре. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, горизонталей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. 0 (Низкий):Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, горизонтали, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. В период обучения проводятся контрольные мероприятия: открытое занятие, творческая работа, викторина, конкурс-турнир. На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие формы подведения результатов: • Викторина • Игра «Угадай ход» (показать расстановку на шахматной доске), играконкурс, игра-турнир. • Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. • Открытое занятие. • Творческая работа. • Тестирование. 4. Список литературы 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», 3. приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», 4. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», 5. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», 6. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых, 7. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – 352с. 8. Карпов А. Учись шахматам. – Издательство «Эгмон Россия Лтд.», 1997.- 120с. 9. Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы взрослых и детей. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2013. – 128с.: ил. 10. Сухин И.Г.Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга - сказка для совместного чтения родителей и детей/ И.Г.Сухин.- М.: Новая школа, 2013. – 158с.: ил. 11. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. -40с. 12. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возраждение, 2011. – 120с.: ил. 13. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возраждение, 2011. – 120с.: ил. 14. Современная энциклопедия для дошколят./ Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина. – Донецк: ПКФ «БАО», 2000. – 480с. Литература для обучающихся (родителей) Художественная литература для детей по шахматной тематике: Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. –Вып. 4, 5. Томин Ю. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина. Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре: Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. Гришин В., Ильин Е.Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000, 2001. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.