Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа "Незнайка-развивайка"

Структура
Разделы
1.

Пояснительная записка:

№
страницы
3-7

-

нормативно – правовые основания разработки программы

3-4

-

сведения о программе;

4

-

характеристика программы (ее значимости);

4-6

-

направленность программы

6

цель и задачи программы

6

срок реализации программы

7

адресат

7

формы обучения и виды занятий

7

-

режим занятий

8

2.

Содержание программы

9-10

3.

Планируемы результаты

11

4.

Организационно-педагогические условия программы:

11-14

кадровое обеспечение

11-12

-

материально-техническое обеспечение

12

5.

Оценочные материалы

12-13

6.

Список литературы

14

-

2

1.Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания разработки программы
Программа «Незнайка -развивайка» - дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей 5-7 лет, социально-гуманитарной
направленности, модульный уровень.
Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по
себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. Известно, что в
старшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит
значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Актуальность программы
заключается в том, что обучающая задача, поставленная в игровой форме,
имеет то преимущество, что в ситуациях подобранных нами игр ребенку
становится понятна сама необходимость приобретения новых знаний и
способов действия.
Важным аспектом данной программы является то, что если на занятиях
дошкольник выполняет задание взрослого, то в "развивающих играх" он
решает собственную задачу.
Данная программа разрабатывалась на основе следующих документов:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
3. приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
4. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»,
5. приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об
3

утверждении

Единого

квалификационного

справочника

должностей

руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»,
6. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8
сентября

2015

г.

№

613н

«Профессиональный

стандарт.

Педагог

дополнительного образования детей и взрослых,
7. Уставом, локальными и распорядительными актами БМАДОУ
«Детский сад № 5».
Цель программы:
развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления
к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих
игр.
Развивающие и обучающие задачи программы:
1. Предметные (обучающие):
- Формирование навыков творческого мышления и умения решать
нестандартные задачи.
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
2. Метапредметные (развивающие):
- Развивать эмоционально – волевую сферу, мелкую моторику руки.
- Развивать математические способности, логическое мышление и основные
мыслительные операции.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и
умозаключения на основании приобретенных знаний.
- Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы),
контролировать свои действия
- Развития зрительного восприятия.
3. Личностные (воспитательные):
4

- Воспитать у каждого ребенка чувства собственного достоинства,
самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
- Воспитывать личностные качества, навыки самоконтроля и самооценки.
- Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
- Воспитывать организованность, умение договариваться друг с другом
Срок реализации программы - 4 месяца
Объём освоения программы
Объем учебного времени, предусмотрен учебным планом - общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для осоения программы составляет 16 учебных часов (4
занятия в месяц).
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предусматривает обучение детей от 5 до 7 лет. К осовению программы
допускаются учащиеся без предъявления требований к уровню образования и
здоровью.
Форма занятий групповая. Ожидаемое количество детей в одной
группе: 7 человек. Допускается формирование разновозрастных групп.
Педагог ориентируется на индивидуальные особенности обучающихся,
исходя из которых составляется общеразвивающий и образовательный
маршрут.
Форма обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Формы организации образовательного процесса: групповая
Групповые игры

направлены в основном на развитие коммуникативных

навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом,
взаимодействовать.
Виды занятий: учебные занятия.
Учащиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную,
поисковую, художественную, творческую, познавательную и практическую.
5

На занятиях применяются приемы стимулирования мотивации учащихся к
обучению,

проблемные,

творческие,

игровые

задания,

включаются

соревновательные моменты.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Для детей возраст 5-6 лет 1 учебный час равен 25 минут.
Для детей возраст 6-7 лет 1 учебный час равен 30 минут.
2. Содержание программы
Содержание программного материала построено по базовым разделам:
1.

Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

2.

Упражнения на развитие моторики руки.

3.

Развитие произвольного поведения и коррдинации движений

4.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями.

5.

Развитие внимания и памяти.

6.

Развитие личностных качеств и коммуникативности.
Содержание программы

Тема 1. Введение в образовательную программу Знакомство. Вводное
занятие.
Теория:

Знакомство

с

программой.

Инструктаж

по

технике

безопасности.
Практика:

Развитие

групповой

сплоченности

и

положительного

эмоционального отношения участников встречи
Учебный план по дополнительной общеобразовательной программедополнительной общеразвивающей программа "Незнайка-развивайка"
№ Наименование разделов,
тем
1 Введение в
образовательную
программу
2 Пальчиковая гимнастика,

Количество часов
В
Т
П
2
1
1

Форма аттестации
(контроля)
Наблюдение,
анкетирование

1

Теория: беседа.

0
6

1

3
4
5
6
7
8

пальчиковые игры.
Упражнения на развитие
моторики руки
Пространственное
мышление
Развитие произвольного
поведения и
коррдинации движений
Развитие умения
устанавливать связи
между понятиями
Развитие внимания и
памяти
Развитие личностных
качеств и
коммуникативности
Итоговые занятия

Практика: игра.
3

3

Игра

1

0

1

Теория: беседа.
Практика: игра

2

0

2

Теория: беседа.
Практика: игра.

3

0

3

3

0

3

Теория: беседа.
Практика: игра.
Теория: беседа.
Практика: игра.

1

0

1

1

15

ИТОГО
16
Виды и формы диагностики:

Обследование
интеллектуальных
и творческих
способностей
детей. Тренинг
Викторина

Текущая диагностика проходит в виде соревновательных форм работы в
соответствии с рабочей программой педагога. Итоговая педагогическая
диагностика в конце учебного года проходит в виде открытых занятий и
представление выполненных проектов.
Тема 2. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры. Упражнения на
развитие моторики руки
Практика: В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности, работа с японскими пальчиками".
Тема 3. Пространственное мышление.
Практика. Работа с робототехническим набором matatalab.
Тема 4. Развитие произвольного поведения и коррдинации движений.
Теория:. Объяснение правил выполнения упражнения.
7

Практика: Гармонизация

эмоционального

состояния.

Развитие

креативности, вариативности и оригинальности мышления Формирование
умения самовыражения. Повышение мотивационной готовности: упражнение
"Я люблю заниматься", игра "Сесть - встать". упражнение "Геометрические
фигуры ", "Тихий колокольчик", " Я кубик несу и не уроню", " Запретное
число".
Тема 5. Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
Теория: Объяснение правил выполнения упражнения.
Практика: Отработка упражнений: "Вставь по аналогии", "Слова
рассыпались", "Развивай быстроту реакции", "Соедини половинки",
«Болотная свадьба», «Кто лишний?», «Танграм», «В гостях у джина»
(ребусы), «Головоломки»
Тема 6. Развитие внимания и памяти.
Теория: Развитие тактильной, зрительной и слуховой памяти
Практика: Составление образа предмета по своим ощущениям, словестное
описание ощупываемого предмета. Узнавание знакомых запахов. Словестное
описание образа. Игра "найди предмет", "Бывает не бывает", "Поменяй
букву", "Выложи по образцу", "Найди связь",«Бюро находок», «Модный
удав», графический диктант, «Слоговой домик», «Снеговик слоговик»,
карточки «Ботанический сад»(составить рассказ), «Незаконченная картина»,
«Лишний слог», Выложи своё имя, «Бедный дракончик», «Волк и овцы»
Деление слов на слоги.
Тема 7 Развитие личностных качеств и коммуникативности.
Теория: Объяснение правил выполнения упражнения
Практика. Прививание этикета говорящего и слушающего. Словестные
выражения, используемые при приветствии, прощании, поздравлении,
знакомстве, извинении Инсценировка жизненных ситуаций, игра в парах.
Развитие произвольных психических процессов посредством развивающих
игр настольно-дидактической направленности и компьютерных презентаций
Тема 8. Итоговое занятие.
Практика: краткий обзор основного содержания по программе,
Викторина.
8

3. Планируемые результаты
В результате обучения по программе «Незнайка - развивайка»
учащиеся будут
знать:
- правила техники безопасности на занятиях;
- методы саморегуляции и борьбы с негативными эмоциями;
- способы творческого самовыражения и общения.
уметь:
- преодолевать негативные эмоции, страх;
Личностные результаты:
- Воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие внимательности, настойчивости, умение преодолевать трудности;
-

развитие

любознательности,

сообразительности

при

выполнении

разнообразных заданий проблемного характера;
Метапредметные результаты:
- умение анализировать правила игры;
- формирование навыков включаться в групповую работу. Участвовать в
обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
-

умение контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки;
Предметные результаты:
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть своим вниманием;
- уметь ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано
доказывать свою точку зрения.
Кадровое обеспечение
Требования

к

педагогу

дополнительного

осуществляемому реализацию программы.
9

образования,

Требования к квалификации. Высшее образование либо среднее
профессиональное образование в рамках иного направления подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования

при

условии

его

соответствия

дополнительным

общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным
программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства
дополнительного

профессионального

образования

по

направлению

подготовки "Образование и педагогические науки".
4. Оценочная материалы
По завершению программы проводится мониторинг достигнутых
результатов

учащимися.

предусмотрена.

Промежуточная

Дагностический

оценка

инструментарий

программой
разрабатывается

не
и

обосновывается для определения результативности освоения программы.
Призваны отражать достижения цели и задач программы.
При проведении мониторинга используются следующие формы и
методы:

устные

(опрос,

беседа,

педагогическое

наблюдение),

дифференциация и подбор материала с учетом особенностей учащихся.
Критерии оценки развития ребенка.
«2»
«3»
Мотивация к занятиям.
Неосознанный
Мотивация
интерес, навязанный неустойчивая,
извне или на уровне связанная
с
любознательности.
результативной
Мотив
случайный, стороной
кратковременный. Не процесса. Интерес
добивается конечного проявляется
результата.
самостоятельно,
осознанно.
Познавательная активность.
Интересуется только
технологическим
процессом.
Полностью
отсутствует интерес
к теории. Выполняет

Увлекается
специальной
литературой
по
направлению
детского
объединения. Есть

«4»

«5»

Интерес на уровне
увлечения. Устойчивая
мотивация. Проявляет
интерес к проектной
деятельности.

Четко
выраженные
потребности.
Стремление
глубоко
изучить
предмет
«Технология» как будущую
профессию.
Увлечение
проектной деятельностью.

Есть потребность в
приобретении новых
знаний. По настроению
изучает
дополнительную
литературу.
Есть

Целенаправленная потребность
в приобретении новых знаний.
Регулярно
изучает
дополнительную специальную
литературу.
Занимается
исследовательской

10

знакомые задания.

интерес
к
выполнению
сложных заданий.
Творческая активность.
Интереса
к Инициативу
творчеству,
проявляет редко.
инициативу
не Испытывает
проявляет.
Не потребность
в
испытывает радости получении новых
от
открытия. знаний, в открытии
Отказывается
от для себя новых
поручений, заданий. способов
Нет
навыков деятельности, но
самостоятельного
по
настроению.
решения проблем.
Проблемы решать
способен, но при
помощи педагога.
Коммуникативные умения.
Не умеет высказать Не
проявляет
свою
мысль,
не желания высказать
корректен
в свои
мысли,
общении.
нуждается
в
побуждении
со
стороны взрослых
и сверстников.
Коммуникабельность.
Не требователен к Не
всегда
себе, проявляет себя требователен
к
в
негативных себе,
соблюдает
поступках.
нормы и правила
поведения
при
наличии контроля,
не участвует в
конфликтах.
Достижения.
Пассивное участие в Активное участие
делах кружка.
в делах кружка.

потребность
выполнении
заданий.

в деятельностью.
сложных

Есть положительный
эмоциональный отклик
на успехи свои и
коллектива. Проявляет
инициативу, но не
всегда.
Может
придумать интересные
идеи, но часто не
может оценить их и
выполнить.

Вносит
предложения
по
развитию
деятельности
объединения. Легко, быстро
увлекается творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления,
богатым
воображением,
развитой
интуицией,
гибкостью
мышления, способностью к
рождению новых идей.

Умеет формулировать
собственные мысли, но
не
поддерживает
разговора,
не
прислушивается
к
другим.

Умеет
формулировать
собственные
мысли,
поддержать
собеседника,
убеждать оппонента.

Соблюдает
правила Требователен
к
себе
и
культуры поведения, товарищам, стремится проявить
старается
улаживать себя в хороших делах и
конфликты.
поступках,
умеет
создать
вокруг
себя
комфортную
обстановку, дети тянутся к
этому ребёнку.
Значительные
Значительные результаты на
результаты на уровне уровне города, округа, области.
ЦДТ.

Лист общеучебных достижений обучающегося
ФИО _____________________________________________________________
№
1

2

Критерии
Отношение к занятию в
целом: положительное
безразличное
негативное
Уровень познавательного
интереса:
интерес проявляется часто

4 месяца
Начало обучения
Конец обучения

11

3

4

5

6

7

8

редко
почти никогда
Внимание:
отличное
среднее
легко отвлекается
Темп работы:
опережает темп работы
объединения с высоким
качеством работы
опережает темп работы
объединения с недостаточным
качеством работы
соответствует темпу занятия
отстает от темпа занятия
Оформление работ:
по всем требованиям
частично нарушены
требования
без выполнения требований
красиво
аккуратно
грязно
Умение организовывать и
контролировать свою работу
на занятии:
всегда
иногда
никогда
Проявление творчества:
всегда
иногда
никогда
Общеучебные навыки
освоены: отлично
хорошо
удовлетворительно
плохо

5. Организационно-педагогические условия Программы
Методическое обеспечение по программе
В процессе реализации программы используются разнообразные типы занятий,
которые помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным, это игрыпутешествия, викторины, другие типы занятий.
Весь процесс обучения построен на взаимосвязи игры с другими видами
деятельности. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз
меняться, что способствует удержанию внимания обучающихся и позволяет избежать
12

их переутомления. Разнообразные игры, предложенные в программе, учитывают
уровень умственного и познавательного развития детей, а также соответствуют целям и
задачам программы.
Другие приёмы и методы, используемые на занятиях: наглядный, практический,
словесный метод; наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности. Учёт реальных
и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоциональноположительный настрой, - позволяют педагогу не допускать нарушений
неврологического характера, аффективных нарушений детского организма.
Материально-технического обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете,
который оборудован:
№

Кол-во/

Оборудование

п/п

ед.измерения

1

Стол детский

7 шт.

2

Стул детский

7 шт.

3

Мольберт

1 шт.

4

Письменный стол

1 шт.

5

Проектор

1 шт.

6

Персональный компьютер

1 шт.

7

Демонстрационный материал

6 видов

8

Робототехнический набор matatalab

3 шт.

13

Список литературы:
Антонова О.В., Коскова Н.В. «Ужасно интересно… Развивающие игры и
упражнения для детей 4-5 лет», Сибирское университетское издательство,
2009г.
2. Антонова О.В., Юрченко Е.М. «Сто фантазий в голове. Развивающие игры
и упражнения для детей 5-6 лет», Сибирское университетское издательство,
2009г.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Время. Дни недели. Времена года» изд.
«Ювента», 2003г.
4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Время. Часы» изд. «Ювента», 2004г.
5. Высокова Т. П.. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.
Волгоград: Учитель, 2011г.
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Земцова О.Н. «Грамотейка.
Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет» Учебн. пособие.- М.: Махаон,
2010г.
7. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. «Большая энциклопедия
дошкольника», ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», изд. 2007г..
8. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет. М.:
РИПОЛ классик, 2011.

Список литературы, рекомендуемой родителям
Учебно-методические пособия
1. Бортникова Е.Ф. Развиваем пространственно - временные представления
(4-6 лет). - Екатерибург: ООО «Издательский дом «Литур», 2020. - 40 с.
(«Готовимся к школе»).
2. Бортникова Е.Ф. Развиваем память, внимание, воображение (4-6 лет). Екатерибург: ООО «Издательский дом «Литур», 2021. - 40 с. («Готовимся к
школе»).
4 18
3. Бортникова Е.Ф. Развиваем математические способности и логическое
мышление (3-5 лет). - Екатерибург: ООО «Издательский дом «Литур», 2019. 80 с. («Готовимся к школе»),
4. Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем (3-5 лет). Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2018. - 48 с. - («Готовимся
к школе»).

14

Лист общеучебных достижений обучающегося
ФИО _____________________________________________________________
№
1

2

3

4

5

6

7

8

Критерии
Отношение к занятию в
целом: положительное
безразличное
негативное
Уровень познавательного
интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда
Внимание:
отличное
среднее
легко отвлекается
Темп работы:
опережает темп работы
объединения с высоким
качеством работы
опережает темп работы
объединения с недостаточным
качеством работы
соответствует темпу занятия
отстает от темпа занятия
Оформление работ:
по всем требованиям
частично нарушены
требования
без выполнения требований
красиво
аккуратно
грязно
Умение организовывать и
контролировать свою работу
на занятии:
всегда
иногда
никогда
Проявление творчества:
всегда
иногда
никогда
Общеучебные навыки
освоены: отлично
хорошо
удовлетворительно
плохо

4 месяца
Начало обучения
Конец обучения

15

Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе для детей дошкольного возраста «Незнайка -развивайка»

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».