1 Оглавление I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка ………………………………………………….…2 1.1. Актуальность программы ………………………………………………2 1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы ……………………...2 1.3. Цели и задачи программы ……………………………………………...3 1.4. Основопологающие принципы программы …………………………...4 1.5.Направленность программы ……………………………………………..4 1.6. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста …...5 Планируемый результат освоения дополнительной образовательной программы ……………………….………………………..9 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Содержание изучаемого курса ……………………………………………11 1.1. Описание методов, способов, технологий реализации программы…11 1.2. Учебно-тематическое планирование ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………11 1.Материально-техническое обеспечение реализации программы ………18 Календарно учебный график ...........................................................................26 2 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность. На это нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения. Как и любое другое занятие изотворчеством, песочная живопись развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка. При рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность. Песочная терапия – научно обоснованный метод арт-терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. 1.2. Нормативно-правовая база программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арттерапия «Сказочный мир песка» разработана в соответствии с нормативными документами: 3 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», 3. приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», 4. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», 5. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного специалистов и служащих, справочника раздел должностей руководителей, «Квалификационные характеристики должностей работников образования», 6. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых, 7. Уставом, локальными и распорядительными актами БМАДОУ «Детский сад № 5». 1.3. Цели и задачи программы Цель – обеспечение психологического благополучия и развитие творческого потенциала ребёнка посредством песочницы. Задачи программы: 1.Обучающие: • Обучать приемам и способам изображения с использованием песка. Формировать умение самовыражаться. 2.Развивающие: 4 • Развитие художественно-творческих, личности ребенка. индивидуальных способностей • Стимулировать развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук. 3. Воспитательные: • Воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации. 4. Психологические Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка. 1.4. Основопологающие принципы программы: • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход. • «Оживление» предметов и абстрактных символов: игрушек, изображающих животных, людей, а также букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем обучении. • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальную жизнь. 1.5. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочный мир песка» - программа художественной направленности, предусматривающая обучение детей от 5 до 7 лет. Программа является модифицированной и разработанна на основе Типовой программы «Сыпучие картинки» под редакцией Ощепковой В.А., «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» под редакцией Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. 5 Уровень сложности программы «Сказочный мир песка» - ознакомительный и не требует базовых знаний и умений детей. Педагогическая целесообразность программы направлена на интересы ребенка: творческие, познавательные, коммуникативные. Обучение по программе осуществляется в очной форме. Срок реализации программы - 4 месяца, 16 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Длительность занятия: • возраст 5-6 лет 1 учебный час равен 25 минут. • возраст 6-7 лет 1 учебный час равен 30 минут. Форма занятий подгрупповая не более 7 человек 1.6. Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста Психологические особенности детей 5-6 лет У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности. Мышление. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок: - складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей; - складывает из кубиков целостную картинку; - собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок; - конструирует из лего по образцу; 6 - собирает по схеме узор мелкой мозаикой; Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки. Память. Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание : помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Игры. Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться. Взаимоотношения. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Воображение. Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует Творчество. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной 7 деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения познавательный. Взрослый для ребенка 5-6 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы. Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов.Появляются сложные предложения.Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение. Психологические особенности детей 6-7 лет Особенности этого возраста выражаются в том, что длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению. Развитие личности. Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте. Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать 8 свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Этот период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств человека. В этом направлении формируются такие качества как заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины. Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Но так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных. Основа популярности только нравственные качества: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. Позиция непопулярного ребенка - отчужденное отношение, где сверстник - конкурент, а главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «Я». Общение . Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативноличностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.В общении с сверстниками выражены следующие проявления возраста: • инициирование общения; • первые привязанности; 9 • потребности друг в друге, в признании и уважении; соревновательное подражание: • высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора); • возникает дифференциация детей по их положению в группе. Восприятие. Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Память. Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько других направлений: мышление, внимание, воображение. В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование. Мышление. По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту. Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»). Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а 10 теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка. Речь Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. 1.6. Планируемый результат освоения дополнительной образовательной общеразвивающей программы: В результате прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сказочный мир песка» воспитанники: • будут знать, и понимать особенности работы с песком, правила безопасности во время работы с материалами для рисования; • будут иметь функций; дополнительные возможности развития сенсомоторных • получат необходимые навыки социального общения и позитивного отношение к себе и окружающим; • у воспитанников сформируется положительная самооценка, уверенность в собственных возможностях и творческих способностях; • снизится уровень нервно-психического напряжения и поднимается общий эмоциональный тонус. Способы определения результативности прохождения программы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ творческих работ, активности и самостоятельности выполнения решения поставленных задач. Виды контроля: текущий, итоговый. Мониторинг осуществляется в начале прохождения программы и по завершению обучения. Диагностический инструментарий подбирается с учетом возрастных особенностей дошкольников и заявленной цели программы. 11 Оценочный материал № Методика, автор Цель 1. Пробы Н. И. Озерецкого Определение развития зрительномоторной регуляции действий и моторной координации. 2 «Лесенка» В.Г. Щур Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. 3. «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко Определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы. 4. «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренс Исследование творческих способностей детей. 5 Методика оценки сочинённой Исследование творческого мышления. ребёнком сказки О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкая СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание занятий и подбор упражнений зависит от цели занятия и возрастных особенностей детей. Типы занятий: комбинированные (теоретические и практические), проводятся в форме совместной образовательной и игровой деятельности педагога с детьми. Структура занятий: Вводная часть – ритуал «входа» в занятие. Приветствие, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую изобразительную деятельность. Основная часть занятия. Проведение упражнений для развития мелкой моторики. 12 Повторение освоенных приемов песочного рисования. Выполнение репродуктивных графических упражнений, игр, заданий. Творческая работа. Придумывание мини-сказки, истории по теме занятия. Заключительный этап рефлексия изобразительной деятельности, «ритуал выхода» из занятия. Методы и технологии используемые на занятиях: графомоторные упражнения, пальчиковые игры, проективные игры, познавательные игры, игры – коммуникации, творческий проект, коллективная и самостоятельная работа, видеосъёмка и организация фотовыставок. Применяются элементы песочной терапии, сказкотерапии, игротерапии и психогимнастика. Учебный план Период обучения Количество неделю Первый год обучения 1 занятий в Количество занятий в год 16 Всего за весь период 16 обучения Виды и формы диагностики: Текущая диагностика проходит в виде соревновательных форм работы в соответствии с рабочей программой педагога. Итоговая педагогическая диагностика в конце учебного года проходит в виде открытых занятий и представление выполненных проектов. Раздел 1. Азбука песочной графики. Цель Знакомство с песком. Обучение детей разнообразным техникам рисования песком. Кол-во часов Форма подведения итогов 4 Стартовая диагностика. Беседа. Наблюдения. 13 2. Песочные картинки. Выработка умений и специальных навыков, предусмотренных 4 программой. Создание образов. Развитие творческого воображения. Закрепление способов рисования. Развитие тактильной чувствительности и моторики пальцев рук. 3. Песочные сказки. Побуждение детей к творческим замыслам и их реализации. Создание сюжетов. Сочинение и проигрывание сказок. Развитие межличностного взаимодействия. Гармонизация психоэмоционального состояния в процессе рисования и игр с песком. Беседа. Наблюдения. Анализ творческих работ. Показ песочных композиций. 8 Наблюдение. Анализ творческих работ. Оформление фотовыставки песочных картин. Мониторинг достигнутых результатов. Тематический план Тема Цель Содержание 14 Азбука песочной графики 1.Вводное занятие 2.Знакомство с песком Знакомство Беседа по технике воспитанников с особенностями программы и её содержанием. Проведение стартовой диагностики. безопасности при работе с песком. Диагностические мероприятия. Знакомство с песком, его структурой и возможностями. Обучение приёмам рисования: точка, штрихи, линии. Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе». Создание эмоционального комфорта, снятие психофизического напряжения. Упражнения: «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик и песочный ветер» Игра «Море волнуется» Свободная игра с песком. 15 3.Необыкновенные следы 4. Белые и чёрные фигурки Освоение приема получения изображения путем отпечатков рук: кулаком, ладонью, ребром. Развитие тактильной чувствительности, воображения и творческих способностей. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Отпечатки рук», «Узоры на песке»; Игра «Чьи следы» Сочинение историй. Овладение техникой рисования щепотью разгребанием и насыпанием песка. Закрепление знаний о сенсорных эталонах. Снятие психофизического напряжения. Упражнения «Найди шарик», «Кубик и шарик»; Игра «Норки и холмики» Свободная игра с песком. Песочные картинки. 16 5.Волшебный лес» Развитие умения изменять размах и направления движений руки при рисовании. Развитие тактильной чувствительности, воображения, творческих способностей. Психогимнастика на преодоление двигательного автоматизма. Упражнение «Мы посадим деревца» Сочинение сказки «Волшебный лес» 6. Подводный мир Обучение детей изображать в разной технике рыб, осьминога, ракушки, водорослей. Развитие коммуникативного взаимодействия. Снятие эмоционального напряжения. Игра «Кто в аквариуме живёт?» Сочинение командной истории «Рыбка путешественница» 17 7.Зоопарк Обучение детей изображать в разной технике животных и птиц. Совершенствование умения свободно экспериментировать с песком, развитие фантазии. Снятие эмоционального напряжения. Психогимнастика «Спящий котёнок», «Злая собака» Беседа «Моё любимое животное» Игра «Зоопарк» Сочинение истории о любимом животном. 8. Песочный городок Знакомство детей с мелкими фигурками, использование их для игры с песком. Развитие навыков общения, формирование чувств эмпатии и доброжелательности. Позитивное отношение к своим творческим Упражнение «Мы едем в гости» Игра «Песочный детский сад»; Рассказывание историй «Про меня» способностям Песочные сказки 9. Песочные картинки Разучивание приема рисования кончиками пальцев двумя руками одновременно. Регуляция мышечного напряжения, расслабление. Создание песочных картин: «Бусы», «Волны», «Цветы» Рисование по замыслу. Игра «Придумай сказку 18 формирование личностных ценностей, развитие способности осознавать свои успехи и достижения 10. Космос Закрепление умения использования приемов изображения на песке и применение их в космической тематике. Развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем мире Развитие тактильной чувствительности, снятие психического напряжения. Беседа о звёздах и планетах. Психогимнастика «Космонавты» Создание звёздной галакутики из песка. Сочинение космической истории. 19 11 Три стихии Развитие умения соединять в одном рисунке несколько техник изображения. Развитие тактильной чувствительности, воображения, творческих способностей. Психогимнастика «Солнышко и тучка». Упражнение «Морской орнамент». Игра «Солнце, небо, облака» 12. Волшебная палочка Развитие тактильной чувствительности, памяти, воображения, внимания, творческих способностей, формирование ценностей. Упражнение «Приятные слова» Игра «Дорисуй картинку» Свободные игры с песком Развитие креативных способностей, формирование уверенного поведения 13 Весенний дождь на полянке Развитие творческого потенциала. Регуляция мышечного напряжения, расслабление. Загадки о явлениях природы Создание песочных картин « Дождик на полянке». Сочинение и проигрывание историй 20 14 Мир, в котором я хотел бы жить Совершенствование умения свободно экспериментировать с песком. Понимание своих талантов, позитивное отношение к своим творческим способностям Придумывание сказки, реализация её на песке и проигрывание. Обсуждение в группе. 15 Заюшкина избушка Развитие фантазии, интереса к экспериментированию. Развитие тактильной чувствительности, памяти, воображения, внимания, творческих способностей, формирование личностных ценностей. Чтение сказки «Заюшкина избушка». Обсуждение возможных иллюстраций. Выбор и создание песочных иллюстраций к сказке. 16 Итоговое Развитие навыков общения, развитие способности видеть свои положительные качества. Беседа . Диагностические мероприятия. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 1.Особенности организации реализации программы Прием на обучение проводится на основании заявления родителей (законных представителей ребенка). Принимаются все желающие без предварительного отбора. 21 Занятия проводятся в оборудованном кабинете педагога-психолога. Кабинет соответствует требованиям Сан ПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, а так же соответствует правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. 1.1.Материально-техническое обеспечение Оборудование 1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги СПб. Речь 2008 2. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие иадаптирующие игры. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002 4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по креативной терапии. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ. Речь, 2003 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мастер сказок СПб. Речь, 2016 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д Тренинг по сказкотерапии СПб. Речь 2006 7. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб. Речь 2008 8. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитание дошкольника. Использвание приёмов сказкотерапии. СПб. Детство – пресс 2012 22 9. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг СПб. Речь 2008 10.Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. СПб. Речь 2006 Интернет-ресурс 1. 2. 3. 4. 5. 6. http://www.sandpictures.ru http://www.jlady.ru http://www.u-sovenka.ru http://www.vita-studia.com http://www.mc-art.ru http://nsportal.ru 23 Календарно учебный график cpdf .org)