1
Введение в действие Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)
предполагает
становление в ДОУ новой образовательной системы, ориентированной на
воспитание и развитие у детей социально-личностных качеств и принятие
ценностей,
соответствующих
целевым
ориентирам
образования.
В
художественной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть свои
возможности, ощутить продукт своей деятельности, получить широкие
возможности
для
самовыражения
и
совершенствования
творческих
способностей.
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной
деятельности, доступный практически каждому и не требующий специальной
подготовки. Песочная живопись развивает тактильную чувствительность и
моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание,
воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному
развитию личности ребенка.
Программа художественной направленности «Волшебная песочница»
разработана в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Цель программы – обеспечение психологического благополучия и
развитие творческого потенциала ребёнка посредством песочницы.
В соответствии с целью в процессе обучения детей технике рисования
песком решаются следующие задачи:
Развивать художественно-творческие и индивидуальные способности
ребенка.
Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие дошкольников.
Программа «Волшебная песочница»
предусматривает развивающие
занятия с дошкольниками 5 - 7 лет. Срок реализации программы - 4 месяца,
16 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25
минут для детей 5-6 лет и 30 минут для детей 6-7 лет.
2
Данная программа включает в себя следующие разделы:
1. Азбука песочной графики - обучение детей разнообразным техникам
рисования песком.
2. Песочные картинки - создание образов.
3. Песочные сказки - творческие замыслы детей и их реализации.
Вначале обучения
и по завершению программы дети проходят
психологическую диагностику. Текущий контроль в форме наблюдения,
беседы, анализ творческих работ.
В процессе работы с песком дети овладевают навыками позитивного
социального общения. Результаты обследования дошкольников, прошедших
курс программы «Волшебная песочница», доказывают, что занимаясь
рисованием на песочных столах, ребенок не только осваивает практические
навыки, но и осуществляет творческие замыслы, развивает сенсомоторные
функции и психические процессы.
3
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………..…5
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………...…….5
1.2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение программы ……......6
1.3. Цели и задачи программы ………………….……………………….…....….6
1.4. Основополагающие принципы программы ………………………...……....7
1.5. Планируемый результат освоения программы …………………….……......8
1.6. Способы оценки результата освоения программы ………………………....8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………...…..10
2.1. Возрастные особенности развития старших дошкольников ……………...10
2.2. Содержание психолого-педагогической работы ……………………………………...13
2.3. Описание технологии ………………………………………………..……...14
2.4. Формы, методы, структура занятия ……………….…………………....….16
2.4. Тематическое планирование ………………………………..………...….….16
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………..…22
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы …….….22
3.2. Сфера ответственности участников программы …………………………..22
3.3. Методическое обеспечение ……………………………………………....…23
4. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ …………………………………...…..…25
Приложение
4
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Введение в действие ФГОС ДО предполагает становление в ДОУ новой
образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей
социально-личностных качеств и принятие ценностей, соответствующих
целевым ориентирам образования.
Практически в каждой группе любого детского сада, находятся дети,
которые нуждаются в сопровождении педагога-психолога. Помочь детям с
различными психологическим проблемами может арт-терапия, одна из
технологий повышающая качество образовательного процесса средствами
художественного творчества.
Художественно-эстетическая деятельность -
деятельность, в которой
ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить
продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность. На это
нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются
задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях.
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной
деятельности, доступный практически каждому и не требующий специальной
подготовки. В песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную
чувствительность. Существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям,
более интенсивно и гормонично происходит развитие психических процессов.
Использование песочницы в педагогической практике достаточно эффективно
не только по отношению нормотипичным детям, но и их сверстникам с
особыми образовательными потребностями.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на
эмоциональное
самочувствие
детей,
снижает
уровень
тревожности,
агрессивности, нормализацию его социального поведения. Как и любое другое
занятие изотворчеством, песочная живопись развивает моторику пальцев,
пространственное восприятие, мышление и внимание,
воображение и
5
фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности
ребенка. При рисовании песком развивается умение адаптироваться в
меняющихся
условиях,
исследовательский
интерес,
познавательная
активность.
1.2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение программы
Методологическая основа программы направленная на обучение рисование
песком,
основывается
на
программу
«Метод
«SandArt»,
«Ресурсы
психотерапевтического рисования песком» О.Н. Никитиной и М.В. Сосниной,
разработки
арт-терапевтических
техник
и
приемов
Т.Д.
Зенкевич
-
соответствии
с
Евстигнеевой и А.И. Копытина.
Программа
«Волшебная
песочница»
составлена
в
нормативными документами:
Закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012
Приказ №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 14.11.2013г.;
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
-
образовательным программам дошкольного образования»
Постановление
Российской
Главного
государственного
санитарного
врача
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 №
61573);
Письмо Минобразования РФ № 70/23^16 от 07.04.99 г. «О практике
проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного
образования»;
6
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от
09.07.98 г.;
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере
образования) Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
Основная
общеобразовательная
программа
–
образовательная
программа дошкольного образования БМАДОУ № 5.
1.3. Цели и задачи
Цель – обеспечение психологического благополучия и развитие творческого
потенциала ребёнка посредством песочницы.
Задачи программы:
1.Обучающие:
Обучать приемам и способам изображения с использованием песка.
Формировать умение самовыражаться.
2.Развивающие:
Развитие художественно-творческих, индивидуальных способностей
личности ребенка.
Стимулировать развитие тактильно-кинетической чувствительности и
мелкой моторики рук.
3. Воспитательные:
Воспитывать эмоционально-эстетическое
восприятие окружающего
мира.
Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
4. Психологические
Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
1.4. Основопологающие принципы программы:
Педагогическая целесообразность программы заключается в умении
использовать различные формы и методы песочной терапии на основании
следующих принципов:
7
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок
чувствует
себя
активность.
комфортно
Для
этого
и
защищено,
подбираются
проявляя
задания,
творческую
соответствующие
возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной
форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов;
поощряется фантазия и творческий подход.
«Оживление»
предметов
и
абстрактных
символов:
игрушек,
изображающих животных, людей, а также букв, цифр, геометрических
фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и
усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную
заинтересованность ребенка в происходящем обучении.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе
с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется
взаимный переход воображаемого в реальную жизнь.
1.5. Планируемый результат освоения программы
В
результате
прохождения
развивающей
программы
«Волшебная
песочница» воспитанники:
будут знать, и понимать особенности работы с песком, правила
безопасности во время работы с материалами для рисования;
будут иметь
дополнительные возможности развития сенсомоторных
функций;
получат необходимые навыки социального общения и позитивного
отношение к себе и окружающим;
у воспитанников сформируется положительная самооценка, уверенность
в собственных возможностях и творческих способностях;
снизится уровень нервно-психического напряжения и
поднимается
общий эмоциональный тонус.
8
1.6. Способы оценки результатов освоения программы: наблюдение,
анализ творческих работ, активности и самостоятельности выполнения
решения поставленных задач. Виды контроля: текущий, итоговый.
Критерий оценки достижения планируемых результатов: мониторинг,
участие детей в выставках и конкурсах разного уровня.
На достижение результатов влияет:
доступность и подача материала;
системность занятий; учёт возрастных и индивидуальных особенностей
ребёнка; мотивация и посещаемость ребёнком ДОУ.
Мониторинг
завершению.
осуществляется в
Диагностический
начале прохождения программы и по
инструментарий
возрастных особенностей дошкольников
подобран
с
учетом
и заявленной цели программы.
(Приложение 1)
Диагностический инструментарий
№
Методика, автор
Цель
1.
Пробы Н. И. Озерецкого
Определение развития зрительномоторной регуляции действий и
моторной координации.
2
«Лесенка» В.Г. Щур
Выявление системы представлений
ребёнка о том, как он оценивает себя
сам, как, по его мнению, его оценивают
другие люди и как соотносятся эти
представления между собой.
3.
«Дорисовывание фигур»
О.М. Дьяченко
Определение уровня развития
воображения, способности создавать
новые образы.
4.
«Незаконченный рисунок»
Э. П. Торренс
Исследование творческих
способностей детей.
5
Методика оценки сочинённой
ребёнком сказки
О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкая
Исследование творческого мышления.
9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Возрастные особенности развития старших дошкольников.
Программа «Волшебная песочница»
предусматривает развивающие
занятия с дошкольниками 5 - 7 лет и не требует базовых знаний и умений
детей.
Особенности этого возраста выражаются в том, что длится значимый
период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда
вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования,
которые в будущем станут основой для других важных характеристик
психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному
обучению.
Развитие личности. Основным изменением в сознании дошкольника стал так
называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку
оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном
варианте. Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я»,
становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать,
отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных
результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это
новообразование в сознании ребенка становится основой для морального
развития ребенка. Этот период жизни считается очень чувствительным в
сфере воспитания моральных качеств человека. В этом направлении
формируются такие качества как заботливость, активное отношение к
происходящему
вокруг.
И
как
следствие,
возникает
преобладание
общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные
чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство
гордости и самоуважения, чувство вины.
Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая
и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок ориентирован на
внешнюю оценку. Но так как пока он не в состоянии составить объективное
10
мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок,
которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников.
Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень
огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение
отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется
дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных. Основа
популярности -
только нравственные качества: доброта, отзывчивость,
способность помочь и уступить, доброжелательность. Позиция непопулярного
ребенка - отчужденное отношение, где сверстник - конкурент, а главная
задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в
защите своего «Я».
Общение. Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативноличностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что
было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила
поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных
норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу
мира.
Ведущая
потребность
в
процессе
общения
–
потребность
во
взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми
яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными.
И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не
преуменьшая их значимость в жизни ребенка. В общении с сверстниками
выражены следующие проявления возраста:
инициирование общения;
первые привязанности;
потребности друг в друге, в признании и уважении;
соревновательное подражание:
высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест,
ссора);
возникает дифференциация детей по их положению в группе.
11
Восприятие.
Восприятие
продолжает
свое
развитие,
оно
становится
осмысленным, целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен
на
такие
произвольные
(осмысленные,
направленные)
действия
как:
наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются
сенсорные эталоны:
форма, цвет,
величина. Продолжается развитие
восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как:
вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы
представления право и лево.
Память.
Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное
восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То
есть дошкольник самостоятельно ставит себе цель: запомнить или вспомнить.
Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций,
поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться
на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует
активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько
других направлений: мышление, внимание, воображение. В задачу взрослых
входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и
группирование.
Мышление. По-прежнему основным остается наглядно образное мышление –
представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно
формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать
словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается
только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает
нелогичностью
рассуждений
при
сравнении
(например,
величины
и
количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление
полностью формируется только к подростковому возрасту. Ребенок 6-7 лет
способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что
стало»- «что будет потом»).
Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной
активностью воображения.
Сначала
это
было
только
воссоздающее
12
воображение, то есть позволяющее
просто представлять какие-либо
сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное
создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития
фантазии ребенка.
Речь. Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как
следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается,
дети активно употребляют обобщающие существительные, используют
синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и
читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как
монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение
участвовать в диалоге.
2.2. Содержание психолого-педагогической работы
Срок реализации программы - 4 месяца, 16 учебных часов. Программа
направленна
на
интересы
ребенка
творческие,
познавательные,
коммуникативные и состоит из 3 разделов:
1. Азбука песочной графики - обучение детей разнообразным техникам
рисования песком.
2. Песочные картинки - создание образов.
3. Песочные сказки - творческие замыслы детей и их реализации.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью:
возраст детей 5-6 лет 25 минут.
возраст детей 6-7 лет 30 минут.
Учебный план
Раздел
1. Азбука
песочной
графики.
Цель
Кол-во
часов
Знакомство с песком.
Обучение детей
разнообразным
техникам рисования
песком.
4
Форма подведения
итогов
Стартовая
диагностика. Беседа.
Наблюдения.
13
2. Песочные
картинки.
Выработка умений и
специальных навыков,
предусмотренных
программой.
Создание образов.
Развитие творческого
воображения.
Закрепление способов
рисования. Развитие
тактильной
чувствительности и
моторики пальцев рук.
4
Беседа. Наблюдения.
Анализ творческих
работ. Показ
песочных
композиций.
3. Песочные
сказки.
Побуждение детей к
творческим замыслам и
их реализации.
Создание сюжетов.
Сочинение и
проигрывание сказок.
Развитие
межличностного
взаимодействия.
Гармонизация
психоэмоционального
состояния в процессе
рисования и игр с
песком.
8
Наблюдение. Анализ
творческих работ.
Оформление
фотовыставки
песочных картин.
Мониторинг
достигнутых
результатов.
2.3. Описание технологии
Песочная терапия - арт-технология песочного рисования. Технику
рисования песком относят к нетрадиционным техникам рисования и
использовать её в арт-терапии
в сфере образования стали относительно
недавно.
14
Рисование песком привлекает детей своей яркостью, необычностью,
оригинальностью. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что песок является
универсальным материалом, а занятия с ним – увлекательным процессом,
побуждающим к творчеству, расслабляющим и вдохновляющим. (ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь,
2015.)
В настоящее время возможности метода рисования песком на песочных
столах расширяются. Среди техник рисования песком выделяют технику
«Sand-art, которую называют ещё песочным рисованием, созданием песочных
или
песчаных
представлено
картин
на
системой
световых
столах.
усложняющихся
Содержание
технологии
задач (изобразительных,
творческих, проблемных и иных) и дифференцированных по уровню
сложности, уровню подготовки детей к рисованию песком, в том числе и
уровню развития мелкой моторики рук.
Вид технологии: комплексная технология: обучение рисованию песком и
решение других задач в ходе рисования.
Ключевые понятия: песочное рисование на световых столах, техника
«Sand-art», пескография.
Технология применяется: на отдельных или систематически выстроенных
занятиях в обучении детей рисованию песком; на занятиях по подготовке
детей к обучению в школе; в коррекционно-развивающей и развивающей
работе с детьми.
Обучение рисованию песком выстраивается поэтапно:
1-й этап – знакомство с песком и световым столом, правилами безопасной
работы с песком;
2-й этап – освоение приёмов и техник песочного рисования. (Никитина О.Н.
Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб, 2013. )
15
2.4. Формы, методы, структура занятия
Форма занятий индивидуальная, подгрупповая, на песочный стол не
более трёх человек. Методы используемые на занятиях: беседа, показ,
графомоторные упражнения,
пальчиковые игры, проективные игры,
познавательные
–
коллективная
игры,
и
игры
коммуникации,
самостоятельная
работа.
творческий
Применяются
проект,
элементы
сказкотерапии, игротерапии и психогимнастика.
Содержание занятий и подбор упражнений зависит от цели занятия и
возрастных
особенностей
детей. На занятии применяются приёмы
стимулирования мотивации воспитанников и создания ситуации успеха.
Структура занятий:
Вводная часть – ритуал «входа» в занятие. Приветствие, эмоциональный
настрой и мотивация на предстоящую изобразительную деятельность.
Основная часть занятия. Проведение упражнений для развития мелкой
моторики. Повторение освоенных приемов песочного рисования. Выполнение
репродуктивных графических упражнений, игр, заданий. Творческая работа.
Придумывание мини-сказки, истории по теме занятия.
Заключительная часть - рефлексия изобразительной деятельности, «ритуал
выхода».
2.5. Тематический план
Тема
Цель
Содержание
Азбука песочной графики
1.Вводное занятие
Знакомство
воспитанников с
особенностями
программы и её
содержанием.
Проведение стартовой
диагностики.
Беседа по технике
безопасности при
работе с песком.
Диагностические
мероприятия.
16
2.Знакомство с песком
3.Необыкновенные
следы
Знакомство с песком,
его структурой и
возможностями.
Обучение приёмам
рисования: точка,
штрихи, линии.
Развитие
пространственных
представлений,
ориентировка на
«песочном листе».
Создание
эмоционального
комфорта, снятие
психофизического
напряжения.
Упражнения:
«Здравствуй, песок!»,
«Песочный дождик и
песочный ветер»
Игра «Море волнуется»
Свободная игра с
песком.
Освоение приема
получения изображения
путем отпечатков рук:
кулаком, ладонью,
ребром. Развитие
тактильной
чувствительности,
воображения и
творческих
способностей.
Пальчиковая
гимнастика.
Упражнение
«Отпечатки рук»,
«Узоры на песке»;
Игра «Чьи следы»
Сочинение историй.
4. Белые и чёрные
фигурки
Овладение техникой
рисования щепотью
разгребанием и
насыпанием песка.
Закрепление знаний о
сенсорных эталонах.
Снятие
Упражнения «Найди
шарик», «Кубик
и шарик»;
Игра «Норки и
холмики»
Свободная игра с
песком.
17
психофизического
напряжения.
Песочные картинки.
5.Волшебный лес»
Развитие умения
изменять размах и
направления движений
руки при рисовании.
Развитие тактильной
чувствительности,
воображения,
творческих
способностей.
Психогимнастика на
преодоление
двигательного
автоматизма.
Упражнение «Мы
посадим деревца»
Сочинение сказки
«Волшебный лес»
6. Подводный мир
Обучение детей
изображать в разной
технике рыб,
осьминога, ракушки,
водорослей.
Развитие
коммуникативного
взаимодействия.
Снятие эмоционального
напряжения.
Игра «Кто в аквариуме
живёт?»
Сочинение командной
истории «Рыбка
путешественница»
7.Зоопарк
Обучение детей
изображать в разной
технике животных и
птиц.
Совершенствование
умения свободно
экспериментировать с
песком, развитие
фантазии. Снятие
эмоционального
Психогимнастика
«Спящий котёнок»,
«Злая собака»
Беседа «Моё любимое
животное»
Игра «Зоопарк»
Сочинение истории о
любимом животном.
18
напряжения.
8. Песочный городок
Знакомство детей с
мелкими фигурками,
использование их для
игры с песком.
Развитие навыков
общения,
формирование чувств
эмпатии и
доброжелательности.
Позитивное отношение
к своим творческим
способностям
Упражнение «Мы едем
в гости»
Игра «Песочный
детский сад»;
Рассказывание историй
«Про меня»
Песочные сказки
9. Песочные картинки
Разучивание приема
рисования кончиками
пальцев двумя руками
одновременно.
Регуляция мышечного
напряжения,
расслабление.
формирование
личностных ценностей,
развитие способности
осознавать свои успехи
и достижения
Создание песочных
картин:
«Бусы», «Волны»,
«Цветы»
Рисование по замыслу.
Игра «Придумай
сказку
10. Космос
Закрепление умения
использования приемов
изображения на песке и
применение их в
космической тематике.
Развитие и расширение
Беседа о звёздах и
планетах.
Психогимнастика
«Космонавты»
Создание звёздной
галакутики из песка.
19
представлений ребёнка
об окружающем мире
Развитие тактильной
чувствительности,
снятие психического
напряжения.
Сочинение
космической истории.
11 Три стихии
Развитие умения
соединять в одном
рисунке несколько
техник изображения.
Развитие тактильной
чувствительности,
воображения,
творческих
способностей.
Психогимнастика
«Солнышко и тучка».
Упражнение «Морской
орнамент».
Игра «Солнце, небо,
облака»
12. Волшебная палочка
Развитие тактильной
чувствительности,
памяти, воображения,
внимания, творческих
способностей,
формирование
ценностей.
Развитие креативных
способностей,
формирование
уверенного поведения
13 Весенний дождь на
полянке
Развитие творческого
потенциала. Регуляция
мышечного
напряжения,
расслабление.
Упражнение
«Приятные слова»
Игра «Дорисуй
картинку»
Свободные игры с
песком
Загадки о явлениях
природы
Создание песочных
картин « Дождик на
полянке».
Сочинение и
проигрывание историй
20
14 Мир, в котором я
хотел бы жить
Совершенствование
умения свободно
экспериментировать с
песком. Понимание
своих талантов,
позитивное отношение
к своим творческим
способностям
Придумывание сказки,
реализация её на песке
и проигрывание.
Обсуждение в группе.
15 Заюшкина избушка
Развитие фантазии,
интереса к
экспериментированию.
Развитие тактильной
чувствительности,
памяти, воображения,
внимания, творческих
способностей,
формирование
личностных ценностей.
Рассказывание сказки
«Заюшкина избушка».
Обсуждение
возможных
иллюстраций. Выбор и
создание песочных
иллюстраций к сказке.
16 Итоговое
Развитие навыков
общения, развитие
способности видеть
свои положительные
качества.
Беседа.
Диагностические
мероприятия.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническая обеспечение
Занятия проводятся в оборудованном кабинете педагога-психолога.
Кабинет соответствует требованиям Сан ПиН, охраны труда, пожарной
21
безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической
безопасности учреждения дошкольного образования, а так же соответствует
правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. Занятия песочным
рисованием можно проводить в помещении с приглушённым светом для
придания
процессу
рисования
некоторой
таинственности
и
большей
притягательности.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование
Стол детский
Стул детский
Песок
Стол световой с песочницей
Набор миниатюрных игрушек
Набор формочек для песка
Набор кистей
Набор деревянных палочек
Шкаф для хранения пособий
Кол-во
2 шт
7 шт
4 кг
3 шт
4 шт
4 шт
2 шт
2 шт
1шт
3.2. Сфера ответственности участников.
Педагог осуществляет деятельность, направленную на сохранение
психического
и
социального
благополучия,
гармоничного
развития
воспитанников в процессе реализации данной программы. Проводит
мониторинг детского развития на основе оценки интегративных качеств
ребёнка, изучение психологических параметров видов деятельности по
направлениям развития ребёнка в соответствии с новыми требованиями в
сфере образования – ФГОС ДО.
Требования к специалисту, осуществляющему реализацию программы.
Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность;
22
Конвенцию о правах ребёнка;
нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда,
Здравоохранения, социальной защиты воспитанников;
педагогическую
психологию,
психологию
личности,
детскую
психологию;
основы психотерапии, психодиагностики, психопрофилактики;
Владеть:
методами и приёмами работы с воспитанниками с ограниченными
возможностями здоровья;
образовательными и коррекционными технологиями;
современными
педагогическими
технологиями
продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения;
техникой рисования песком на световом столе.
Прохождение курса программы по развитию творческого мышления
«Волшебная песочница» предполагает рекомендации специалистов, согласие
родителей и
желание ребёнка, отсутствие у него противопоказаний по
состоянию здоровья для работы с песком (аллергии на пыль от сухого песка,
кожных заболеваний и порезов на руках).
3.3. Методическое обеспечение
1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги СПб. Речь 2008
2. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.:
Институт специальной педагогики и психологии, 1998
3. Грабенко,
Т.М.,
Зинкевич-Евстигнеева,
Т.Д.
Коррекционные,
развивающие иадаптирующие игры. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002
4. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница -М:
ИНТ, 2010
23
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной
терапии. СПб.: Речь, 2015.)
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по креативной
терапии. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ. Речь,
2003
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мастер сказок СПб. Речь, 2016
8. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб. Речь 2008
9. Литвинцева Л.А.
Сказка как средство воспитание дошкольника.
Использвание приёмов сказкотерапии. СПб. Детство – пресс 2012
10.Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической
практике. СПб, 2013
11.Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком. СПб - 2012г.
12.Стишенок И.В.
Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный
рост. СПб. Речь 2006
Интернет-ресурс
1. Песочная анимация http://www.sandpictures.ru/
2. Песочная
анимация
http://vtemu.by/novosti-v-temu/pesochnaya-
animaciya-peschanoe-shou-i-vse-o-nem/
3. Всё о песочной анимации http://sandtheater.tumblr.com/
24
4. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Данная программа разработана на базе БМАДОУ «Детский сад №5» в
2020г. Прошла апробацию в 2021г. в БМАДОУ «Детский сад №5» с января
по апрель включительно с дошкольниками 5-6 лет (4 мальчика, 3 девочки) и с
сентября по декабрь включительно с детьми 6-7 лет (4 мальчика,3 девочки)
по 7 человек
в каждой
возрастной группе. В настоящее время данная
программа успешно реализуется с воспитанниками.
Анализ результатов психологического обследования воспитанников,
прошедших
курс
программы
развития
творческих способностей
«Волшебная песочница», показывает качественную и количественную
динамику в развитии мелкой и крупной моторики рук, самооценки
ребёнка и творческого мышления. Свои умения и навыки в рисовании песком
воспитанники успешно проявили в творческих конкурсах: Международный
конкурс-смотр творческих работ «Юный художник», 1 Областной фестиваль
интеллектуального творчества детей «Основы финансовой грамотности» в
номинации «Конкурс интерактивных сказок», городской Фестиваль для детей
дошкольного возраста «Мисс Алёнушка» (Приложение 2)
Сравнительная таблица результатов диагностики детей 5-6 лет
Ф.И ребёнка пробы Н.И.
Озерецкого
(уровень)
Семён Ж.
Артём С.
Зоя Р.
Максим Т.
Роман К.
Маша К.
Камила М.
начало конец
ср
ср
ср
ср
ср
в
в
в
ср
в
в
в
в
в
Лесенка
в.г.Щур
начало
заниж
заниж
заниж
завыш
адекв
заниж
завыш
конец
адекв
адекв
адекв
завыш
адекв
адекв
завыш
Дорисовывание
фигур
О.М.Дьяченко
(уровень)
Незаконченный
рисунок
Э.П. Торренс
(баллы)
начало
н
ср
н
ср
ср
в
в
начало
4
5
5
6
5
6
7
конец
ср
ср
ср
в
в
в
в
конец
6
7
7
8
7
9
9
Методика
оценки
сочинённой
сказки
О.М.Дьяченко
начало конец
1
3
1
2
1
3
3
4
2
3
3
4
4
4
25
всего в %
норма
средний
низкий
42
58
-
72
28
-
42
58
100
-
30
42
28
58
42
-
42
58
-
100
-
14
43
43
42
58
-
Сравнительная таблица результатов диагностики детей 6-7 лет
Ф.И ребёнка
пробы
Н.И.Озерецкого
Лесенка
в.г.Щур
(уровень)
Варя С.
Полина Ч.
Влад Г.
Кирилл Ч.
Ника Ф.
Максим К.
Дима Ц.
всего в %
норма
средний
низкий
начало
в
в
н
н
в
ср
ср
конец
в
в
ср
ср
в
в
в
начало
завыш
адекв
заниж
завыш
завыш
адекв
адекв
конец
завыш
завыш
адекв
адекв
завыш
адекв
адекв
44
28
28
72
28
-
86
14
100
-
Дорисовывание
фигур
О.М.Дьяченко
Незаконченный
рисунок
Э.П. Торренс
(уровень)
(баллы)
начало
ср
ср
н
н
в
ср
ср
конец
в
в
ср
ср
в
в
в
начало
6
6
3
5
7
6
6
конец
8
9
5
6
10
9
9
72
28
-
72
14
14
86
14
-
14
58
28
Методика
оценки
сочинённой
сказки
О.М.Дьяченко
начало конец
2
3
4
5
0
1
1
3
4
5
2
4
2
4
28
44
28
58
28
14
Таким образом, прохождение курса программы «Волшебная песочница»
с применением технологии рисования на песочном столе, дало возможность
воспитанникам раскрыться, проявить себя в творчестве, получить позитивные
коммуникативные навыки, быть
активным для самореализации. У детей
улучшились сенсомоторные функции.
26
Приложение 1
Диагностический инструментарий для проведения мониторинга
Пробы Н. И. Озерецкого
Проба 1. Постоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках),
руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребёнок хоть раз коснулся
пятками пола.
Проба 2. Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5х5 см)
поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения
для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. Задание не засчитывается, если
1. ребёнок помогал себе другой рукой или
2. скатал недостаточно компактные шарики.
За правильное выполнение задания только одной рукой выставляется 0,5
балла.
Проба 3. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой
спичечный коробок. По бокам – справа и слева - от него помещают ровные,
одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом ряду). Действуя
одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и
указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения
задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с
каждой стороны. Задание не засчитывается, если
1. движения обеих рук разновременные,
2. уложено меньше, чем 5 спичек.
Обработка данных. За каждую правильно выполненную пробу ставится 1
балл.
Высокий уровень
3 балла
Средний уровень
2 балла
Низкий уровень
1балл
27
Лесенка В.Г. Щур
Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш;
на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, послушайте задание. Вот
лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую
ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут
(показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни
хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) –
плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую
ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить
инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
Ступенька 1 – завышенная самооценка и является возрастной нормой.
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать
новые образы.(5-7 лет)
Ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены фигуры
неопределенной формы и простой карандаш, поясняя, что он будет
дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его
спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ записывают и дают следующий
листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
28
Если ребенок не принимает инструкцию (рисовал что-то свое, не используя
фигурку, обводил ее и т.п.), то рисуют на листе бумаги круг и показывают, как
его можно превратить в шарик, цветок, светофор, снеговика и т.п. Затем снова
просят ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не
используются.
При обработке результатов подсчитывали коэффициент оригинальности (КО)
- количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются
изображения, в которых фигура для дорисовывания превращалась в один и тот
же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран
телевизора считалось повторением, и оба эти изображения не засчитывают
ребенку. Если двое детей превращают круг в цветок, то этот рисунок также не
засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения. В норме
это 8–10 различных изображений в серии для детей 5 лет, 9–10 изображений
для дошкольников 6 лет и 10 изображений для детей 7 лет.
Затем оценивается разработанность изображения, то есть степень его
детализации. В норме каждое изображение ребенка 5 лет должно состоять из
2–3 элементов; 6 лет – из 3–4 элементов; 7 лет – из 4–5 элементов.
И наконец, определяется оригинальность изображения, которая оценивается
по количеству включений исходной фигуры в графический образ. Другими
словами, исходная фигура должна играть роль несущественного компонента в
сложном изображении. Хорошим уровнем развития данного показателя
считается наличие двух-трех включений (вне зависимости от возраста
испытуемого).
Распределение
испытуемых
по
уровням
развития
воображения
осуществлялась следующим образом:
I уровень (высокий) - 7-10 баллов: дети дают схематичные, иногда
детализированные,
повторяющиеся
но,
самим
как
правило,
ребенком
или
оригинальные
другими
детьми
рисунки
в
(не
группе).
Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.
29
II уровень (средний) - 3-6 балла: дети дорисовывают большинство фигурок, но
все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся
самим ребенком или другими детьми группы.
III уровень (низкий) - 0-2 балла:дети фактически не принимают задачу. Они
рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное
изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны
(шаблонные схемы).
«Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это
исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста,
включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и
точность мышления, а также воображение.
Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный
карандаш
Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов
различные образы.
Оценка результатов:
При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость,
гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с
общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3,
минимальное – 0.
Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании
рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных
категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки,
человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 –
насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные
инструменты, пастельные принадлежности.
Дорисовывание
с
минимальным
количеством
линий,
при
котором
обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.)
30
– 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с
основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной
контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок
содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла.
Рисунок
включает
в
себя
несколько
изображений
или
предметов,
раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру,
связанному с основным контуром, - 5 баллов.
Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость,
гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит
от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При
большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких
творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше
2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя
могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
Тест №2: «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).
Для исследования образной креативности использовался данный тест. Он
позволит изучить параметры творческого мышления
Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя
рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят
придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов –
отказ от работы).
Методика
оценки
сочинённой
ребёнком
сказки
(О.М.Дьяченко,
Е.Л.Пороцкая)
Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по
пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и
оригинальности:
0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
31
2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;
3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены
деталями;
4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично
изложенная сказка;
5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.
32
Приложение 2
Участие детей в конкурсах, выставках, детские работы.
33
34
35
36
37
Выставка детских работ в БМАДОУ «Детский сад №5»
Коллективная работа «Подводный мир»
38
Коллективная работа. Иллюстрация к сказке «Без труда, нет добра»
Рома К. «Осенний лес»
39
Полина Ч. Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»
40