Структура
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста
«Шахматное королевство»
(для детей от 5 до 7(8) лет)
3 с.
1.
Нормативно-правовые
основания разработки
программы
2.
Основные характеристики
программы
2.1
Пояснительная записка
3 с.
2.2
Цель и задачи программы
11 с.
2.3
Содержание программы
13 с.
2.4
Планируемые результаты
26 с.
3.
Организационно-педагогические
условия
3.1
Материально-техническое
28 с.
обеспечение
Информационное обеспечение
29 с.
Кадровое обеспечение
33 с.
3.2
Учебный план
35 с.
3.3
Календарный учебный график
37 с.
3.4
Рабочая программа педагога
39 с.
4.
Оценочные материалы
55 с.
5.
Методические материалы
56 с.
2
1.Нормативно-правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Шахматное королевство» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи« (Зарегистрирован 18.12.2020 №
61573)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания"
(Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296)
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
«Об
утверждении
Порядка организации
и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (с изм. на 30 сентября 2020 года);
6. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 5 мая 2018 года
N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»от 29.03.2016г № ВК-641/09;
8. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26.08.2010 N 761н (ред. От 31.05.2011) "Об утверждении Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования".
3
2. Основные характеристики программы
2.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Шахматное королевство» (далее-Программа)
для детей 5-7(8) лет является модифицированной и адаптированной для
старшего дошкольного возраста, в основу программы заложен обучающий
курс «Шахматы-школе» для начальных классов общеобразовательных
учреждений и детей старшего дошкольного возраста дошкольных
образовательных организаций - автор И.Г.Сухина, курс рекомендованный
Министерством общего и профессионального образования Российской
Федерации.
Основная цель программы – развитие у детей фундаментальной
способности действовать «в уме» с использованием инновационной
здоровьесберегающей
шахматно-задачной
технологии
обучения
с
применением системы занимательных дидактических задач и игр.
Применение игровой технологии обеспечивает на занятиях доступность
заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру,
при изучении игровых возможностей ферзя или коня шестилетним детям
предлагаются более легкие игровые дидактические задания, чем детям, более
старшего возраста, при этом последовательность изложения материала
остается прежней.
Реализация программы «Шахматное королевство» направлена на
создание условий для гармоничного развития детей, проявивших интерес и
способности к изучению математики, к предметам естественно-научного
цикла, а также интерес к игре в шахматы. Программа может быть
адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов.
Основополагающей идеей современной концепции образования является
развитие личности ребенка, формирование его творческих способностей,
воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в
значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Ведь игровая
деятельность существенно влияет на формирование произвольных
психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и
произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и
запоминают больше. Игра в шахматы в больше степени способствует тому,
что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт
ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку
4
зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе
этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на
доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные
качества.
Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее,
озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть
предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы –
замечательный повод для общения людей, способствующий углублению
взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно
девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы
одна семья».
Ведение занятий по обучению игре в шахматы
позволяет
реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность
самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала,
включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и
т.д.
Программа позволяет развивать учащихся в следующих универсальных
учебных действиях:
Личностных - направлены на овладение способами деятельности в
собственных интересах и возможностях, а также освоение способов
физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной
саморегуляции и самоконтроля, формирование знаний о собственном
здоровье,
экологической
культуре,
об
основах
безопасности
жизнедеятельности обучающихся.
Регулятивных - способствуют развитию действий, обеспечивающих
организацию собственной образовательной деятельности в рамках обучения
игре в шахматы, через способность:
- постановки цели с учетом уже изученного материала;
- планирования с ориентацией, как на промежуточный, так и конечный
результат;
- прогнозирование с учетом индивидуальных образовательных и
физиологических возможностей;
- коррекция собственной деятельности с учетом ранее поставленных
целей и запланированных результатов;
- оценка качества усвоенных знаний и приобретенных умений.
Познавательных - представляют совокупность
компетенций
учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включают
элементы логической, методологической, проектной деятельности в
5
шахматной игре. Формируются знания и умения организации, анализа,
рефлексии и самооценки собственной учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативных - формируются как в процессе образовательного
процесса, так и вне его посредством реальных объектов коммуникации.
Формирование коммуникативных компетенций учащихся направлено на
развитие:
- навыков работы в группе, коллективе;
- навыков овладение различными социальными ролями;
- навыков активной позиции в коллективе.
Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и
коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом
повысить результативность образовательно – воспитательного процесса, как
в детском саду, так и в дополнительном образовании.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы
Шахматы
в
детском
саду
положительно
влияют
на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением. Обучение по программе позволит
подготовить детей дошкольного возраста к скорейшему и успешному
постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь
математического цикла, а также предоставит дополнительные возможности
формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Отличительные особенности Программы, является то, в её основе
лежит системно-деятельностный подход. Игра в шахматы выступает
мощным инструментом для развития творческого логического мышления и
одновременно сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра в
шахматы развивает память и усидчивость, способность предвидеть и
находить нестандартные решения. Использование оригинальной системы
дидактических заданий и игр, составляющей основу программы «Шахматное
королевство», которая способствует усвоению способов деятельности и
обретению опыта творческой деятельности при обязательной опоре на
эмоционально-ценностный компонент социального опыта. Развитие
способности действовать «в уме» важно для всех видов деятельности детей,
так как каждый из них требует выполнения операций в определенной
последовательности. Однако в общеизвестных системах обучения эта
способность развивается не структурированно и целенаправленно, а
стихийно. Поскольку обучение является источником и движущей силой
умственного развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) и существует
жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и
умений, которая развивается в ходе обучения, то следовательно необходимо
найти подходящее средство для её тренинга, этим средством и является игра
в шахматы, данный курс «Шахматное королевство».
6
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предусматривает обучение детей от 5 до 7(8) лет, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья, не зависимо нозологии. К
освоению программы допускаются учащиеся без предъявления требований к
уровню образования и здоровью.
Форма занятий групповая. Ожидаемое количество детей в одной
группе: 7-8 человек. Допускается формирование разновозрастных групп. В
разновозрастных группах применяется методика дифференцированного
обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог
излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической
деятельности предлагает задания разного уровня сложности (в зависимости
от возраста, способностей и уровня подготовки)
Педагог ориентируется на индивидуальные особенности обучающихся,
исходя из которых, составляется общеразвивающий и образовательный
маршрут.
Краткая характеристика индивидуально-возрастных
особенностей детей 5-7(8) лет
Дети 5-6 лет. В старшем дошкольном возрасте происходит
интенсивное
развитие
интеллектуальной,
нравственно-волевой
и
эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более
активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что
позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на
его особенностях и облегчающий социализацию. Взаимодействие взрослых с
детьми является важным условием формирования самостоятельности.
Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная
физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность
детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро
утомляется. Более совершенной становится крупная моторика. Успех в
освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития
двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при
многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти,
возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения
материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие
всех познавательных психических процессов.
Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется
восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по
возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в
клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на
эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Количество одновременно
воспринимаемых объектов – не более двух. Подача обучающего материала
7
должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в
8
пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и
освоение времени.
Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее
устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности,
элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и
произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.
Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и
произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и
зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.
Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным,
но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания,
развивается переключаемость и распределение внимания.
Мышление. По мнению Л.А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте
возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного
мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень
обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение
работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные
особенности ребенка 5-6 лет.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно
действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых
связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет
ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные
последствия собственных действий и поступков. Способность ребенка 5-6
лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического
мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут
учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.
Речь. Речь, согласно мнению Л.С. Выготского, начинает выполнять
основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает
способность решать задачи в умственном плане.
Дети 6-7 лет. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка,
наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях,
физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся
равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях
рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать
правильную осанку. Пособственной инициативе дети могут организовывать
подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
9
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием
весьма ограничены. Сосредоточенность и длительности деятельности
ребенка зависит от ее
привлекательности
для
него.
Внимание
мальчиков мене устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им
непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой
объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой
задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический
способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они
делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит
взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое
упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить
основные события рассказа.
Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство
— слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут
использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его
помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к
определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические
связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет
целенаправленно запоминать информацию с использованием различных
средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее
продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший
объем и устойчивость памяти.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия
наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из
нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает
уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в
случаях затруднений.
Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже
не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или
явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого,
непосредственно не наблюдаемого признака. Мышление девочек имеет более
развитый вербальный компонент интеллекта, однако оно более детальное и
конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую
деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на
результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются
тщательностью их исполнения.
10
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным
контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и
незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо
различают звуки и слова. В своей речи старший дошкольник все чаще
использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными
связями).
Срок реализации программы – 2 года (18 месяцев).
Объём освоения программы Объем учебного времени, предусмотрен учебным планом. Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 144 учебных часа.
Уровень сложности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматное королевство» предполагает стартовый - не требует
дополнительных знаний и навыков.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Для детей возраст 5-6 лет 1 учебный час равен 25 минут.
Для детей возраст 6-7 лет 1 учебный час равен 30 минут.
Форма обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме, групповая (7-8
человек), индивидуальная образовательная деятельность.
Виды занятий
Обозначенный объем программы планируется к реализации в
различных формах аудиторной деятельности. Это традиционное занятие,
комбинированное занятие, беседа, игра, турнир, конкурс решения задач и
этюдов, сеанс одновременной игры, дидактические игры: «Шахматное лото»,
«Волшебный мешочек», «Перехитри часовых» и т.д
Реализация программы «Шахматное королевство» обеспечивается
воссозданием эмоционально-насыщенной атмосферы занятий. Она
обеспечивается тем, что почти на каждом занятии используются следующие
элементы:
1) сказка (читается дидактическая сказка или демонстрируется её
презентация);
2) импровизированный театр (выполняется небольшая инсценировка);
3) дидактическая игра;
4) юмор, смех (использование шуточного материала);
5) секрет, тайна (использование сюрпризов);
6) отсутствие проигравших (одно из ключевых условий – «шахматы
без проигравших»);
7) решение нестандартных занимательных заданий, способствующих
пониманию учащимися красоты как ценности.
Формы подведения результатов:
11
На протяжении всего учебного года предлагается проводить
следующие формы организации детской деятельности, позволяющие оценить
достигнутые результаты:
Викторина
Игра «Угадай ход» (показать расстановку на шахматной доске), играконкурс, игра-турнир.
Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля
развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость
его внимания.
Открытое занятие.
Творческая работа.
Тестирование.
Цель и задачи Программы
Цель: создание благоприятных условий для развития личностного
потенциала ребенка, в том числе развитие интеллектуальных способностей
через обучение игре в шахматы.
А) Обучающие задачи:
- обучить детей основам шахматной игры;
- научить учащихся следить за ходом шахматной партии;
-закрепить умение и навыки игры, обучив учащихся играть шахматную
партию от начала и до конца с соблюдением всех правил;
- обучить простейшим ходам и взятиям;
- научить читать и писать краткую и полную шахматную нотацию;
-обучить навыкам запоминания, сравнения, обобщения, предвидения
результатов своей деятельности; ориентировки на плоскости, концентрации
внимания, памяти;
-развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,
умозаключений.
Б) Развивающие задачи:
- развивать умение оценивать возникающие шахматные позиции;
- создать условия для развития абстрактно-логического мышления;
- способствовать формированию конкретного системного мышления;
-способствовать развитию культуры мышления, самостоятельности,
ответственности, активности аккуратности;
-способствовать
развитию
творческого
воображения,
фантазии,
изобретательности у учащихся;
- повысить мотивацию к занятиям шахматами.
В) Воспитательные задачи:
- формировать потребность в самопознании, саморазвитии;
12
- формировать умение работать в детском коллективе, взаимодействовать со
сверстниками;
- выработать отношение к шахматам как к серьезным, полезным и нужным
занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
-воспитывать
настойчивость,
целеустремленность,
находчивость,
внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
- формировать у детей понимание ценности интеллектуального творчества.
Первый год обучения (72 часа)
Цель: привить первоначальные умения и навыки шахматной игры.
Образовательные задачи:
- познакомить с основными понятиями: шахматная доска, шахматные
фигуры, начальное положение фигур, научить основам шахматного кодекса;
- научить определять названия и идеи основных тактических приемов;
владеть простейшими принципами реализации материального преимущества;
ставить мат одинокому королю: ферзем, ладьей, двумя слонами;
- ознакомить с простейшими дебютными принципами; привлечь внимание к
участию в шахматных турнирах;
- научить игре всеми фигурами из начального положения.
Второй год обучения (72 часа)
Цель: привить знания основ стратегии и тактики.
Образовательные задачи:
- познакомить с историей шахмат;
- научить учащихся записывать партию; определять цвет полей шахматной
доски названным координатам «вслепую»;
- научить основным стратегическим идеям игры в дебюте;
- научить особенностям игры в простейших окончаниях;
- научить оценивать простейшие позиции и реализовывать материальные
преимущество;
- научить реализовывать позитивное преимущество в малофигурных
окончаниях;
- дать представление о последовательности приемов построения матов
легкими фигурами;
- научить основным тактическим ударам и приемам;
- научить применять в игре простейшие тактические приемы: двойной, удар,
связка, прорыв и др.;
- научить вводить варианты определенных дебютов;
- дать навыки самостоятельной работы над шахматами; анализа собственных
партий;
- научить производить расчет вариантов.
Содержание программы «Шахматное королевство».
13
Первый год обучения
Раздел 1. Шахматная доска – 6 часов.
Тема: Шахматная доска.
Теория (0,5): Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
Практика (0,5): Определение белых и черных полей, белой и черной
диагонали, подсчет количества полей в шахматных дорожках.
Тема: Шахматная доска.
Теория (0,5): Расположение доски между партнерами. Горизонталь и
вертикаль.
Практика (0,5): Определение количества горизонталей и вертикалей на
шахматной доске.
Тема: Шахматная доска.
Теория (0,5): Расположение доски между партнерами. Горизонталь и
вертикаль.
Практика (0,5): выполнение дидактических заданий и игры «Горизонталь»,
«Вертикаль», разгадывание шахматных загадок.
1.4.Тема: Шахматная доска
Теория (0,5): Диагональ. Центр.
Практика (0,5): Находить на шахматной доске горизонтали, вертикали,
диагонали и центр.
Тема:Шахматная доска
Теория (0,5): Диагональ. Центр.
Практика (0,5): Находить на шахматной доске горизонтали, вертикали,
диагонали и центр.
Тема:Шахматная доска
Теория (0,5):Отличия диагонали от горизонтали и вертикали. Количество
полей в диагонали.
Практика (0,5): решение дидактических заданий «Помоги рассеянному
художнику».
Раздел 2. Шахматные фигуры – 2 часа.
Тема: Шахматные фигуры.
Теория (0,5): Знакомство с белые и черные фигуры. Ладья, слон ферзь.
Презентация «Приключение в шахматной стране, «Как появились шахматные
фигуры», «Оля, Добрыня и шахматы»
Практика (0,5): выполнение творческого задания-рисование шахматных
фигур, рассуждения по развитию сюжета в презентации сказках, выполнение
дидактической задачи «Угадай».
Тема: Шахматные фигуры.
Теория (0,5): Знакомство с белые и черные фигуры. Конь, пешка, король.
Презентация «Оля, Добрыня и шахматы».
14
Практика (0,5): выполнение дидактических заданий и игр на определение
различий между фигурами по цвету, форме и размеру «Волшебный
мешочек», «Секретная фигура», «Что общего? «Большая и маленькая».
Раздел 3. Начальная расстановка фигур – 2 часа.
Тема: Начальная расстановка фигур.
Теория (0,5):
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило
«Ферзь любит свой цвет». Работа с презентацией «Я смотрю на первый
ряд…»
Практика (0,5): Расстановка фигур в начальное положение. Находить
ошибки в неправильном расставленной начальной позиции. Разучить
рифмовку о начальном положении.
Тема: Начальная расстановка фигур.
Теория (0,5): Расстановка фигур перед шахматной партией. Определение
связи между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным
положением.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий «Мешочек», «Мяч»,
«Да и нет».
Раздел 4. Ходы и взятие фигур – 36 часов.
Тема: Ладья
Теория (0,5): Место ладьи в начальном положении. Повторение названий
шахматных фигур.
Практика (0,5): Дидактические игры: «Один в поле воин», «Кратчайший
путь»
Тема: Ладья
Теория (0,5): Ход. Ход ладьи. Взятие.
Практика (0,5): Дидактические игры: «Лабиринт», Перехитри часовых».
Тема: Ладья
Теория (0,5): Ход. Ход ладьи. Взятие.
Практика (0,5): Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Игра на
уничтожение». Выполнение детьми на своей шахматное доске ход фигуры и
взятие другой фигуры.
Тема: Ладья
Теория (0,5): Ход ладьи. Взятие.
Практика (0,5): Дидактическая игра: «Ограничение подвижности».
4.5. Тема: Слон.
Теория (0,5): Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные
и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество
фигуры. Легкая и тяжелая фигура.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
4.6. Тема: Слон.
15
Теория (0,5): Ход слона, взятие.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Лабиринт», Перехитри часовых».
4.7. Тема: Слон.
Теория (0,5): Ход слона, взятие.
Практика (0,5): Дидактические игры: «Игры на уничтожение», «Захват
контрольного поля».
4.8. Тема: Слон.
Теория (0,5): Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Разноцветные и одноцветные слоны.
Практика (0,5): Дидактические игры: «Захват контрольного поля»,
«Ограничение подвижности».
4.9. Тема: Ладья против слона.
Теория (0,5): Повторение ход и взятие слона, ладьи.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых».
4.10. Тема: Ладья против слона.
Теория (0,5): Повторение ход и взятие слона, ладьи.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение
подвижности».
4.11. Тема: Ладья против слона.
Теория (0,5): Повторение ход и взятие слона, ладьи.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».
4.12. Тема: Ферзь.
Теория (0,5): Ход ферзя, взятие. Ферзь-тяжелая фигура.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
4.13. Тема: Ферзь.
Теория (0,5): Ход ферзя, взятие. Инсценировка «В гостях у ферзя».
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Лабиринт», «Перехитри часовых».
4.14. Тема: Ферзь.
Теория (0,5): Ход ферзя, взятие.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».
4.15. Тема: Ферзь.
Теория (0,5): Ход ферзя, взятие.
16
Практика (0,5): Отработка ходов по горизонтали, вертикали, диагонали.
Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях: «Игра на
уничтожение», «Ограничение подвижности».
Тема: Ферзь против ладьи и слона.
Теория (0,5): Ход ладьи, слона, ферзя.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй
фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых».
Тема: Ферзь против ладьи и слона.
Теория (0,5): Ход ладьи, слона, ферзя.
Практика (0,5): Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры»,
«Игры на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение
подвижности».
Тема: Конь.
Теория (0,5): Ход коня, взятие. Конь легкая фигура.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
4.19. Тема: Конь.
Теория (0,5): Повторение ходов других фигур. Ход коня, взятие.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Лабиринт», «Перехитри часовых».
4.20. Тема: Повторение ход коня, взятие.
Теория (0,5): Ход коня, взятие.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Лабиринт», «Перехитри часовых».
4.21. Тема: Конь.
Теория (0,5): Ход коня, взятие.
Практика (0,5):
Дидактические игры: «Игры на уничтожение»,
«Ограничение подвижности».
4.22. Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона.
Теория (0,5): Повторение ход ладьи, слона, ферзя, коня.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
4.23. Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона.
Теория (0,5): Повторение ход ладьи, слона, ферзя, коня.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Выиграй фигуру», «Сними часовых», «Игра на уничтожение», «Захват
контрольного поля», «Ограничение подвижности».
Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона.
Теория (0,5): Повторение ход ладьи, слона, ферзя, коня.
17
Практика (0,5): Дидактические игры: «Игра на уничтожение», «Захват
контрольного поля», «Ограничение подвижности».
Тема: Пешка.
Теория (0,5): Ход пешки, взятие. Чтение -инсценировка сказки «Лена, Оля и
Баба-Яга»
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Один в поле воин», «Лабиринт».
4.26. Тема: Пешка.
Теория (0,5): Ход пешки, взятие на проходе. Превращение пешки.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Один в поле воин», «Лабиринт». Отработка взятия на проходе.
4.27. Тема: Пешка.
Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Один в поле воин», «Лабиринт». Отработка взятия на проходе.
4.28. Тема: Пешка.
Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки.
Практика (0,5):
Дидактические игры: «Игра на уничтожение»,
«Ограничение подвижности».
Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки, взятие.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки, взятие.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Выиграй фигуру», «Перехитри часовых».
Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки, взятие.
Практика (0,5): Дидактическая игра: «Ограничение подвижности».
4.32. Тема: Король. Ход короля.
Теория (0,5):
Повторение хода всех фигур. Место короля в начальном
положении.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых»
4.33. Тема: Король. Ход короля, взятие.
Теория (0,5): Повторение хода короля, взятие.
Практика (0,5): Дидактическая игра: «Игра на уничтожение», «Захват
контрольного поля».
Тема: Король против других фигур.
Теория (0,5): Повторение хода всех фигур.
18
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Перехитри
часовых», «Сними часовых».
Тема: Король против других фигур.
Теория (0,5): Повторение хода всех фигур.
Практика (0,5):
Дидактические игры: «Игра на уничтожение»,
«Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля».
4.36. Тема: Король против других фигур.
Теория (0,5): Повторение хода всех фигур.
Практика (0,5):
Дидактические игры: «Игра на уничтожение»,
«Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля».
Раздел 5. Цель шахматной партии – 14 часов.
Тема: Шах.
Теория (0,5): Повторение ходов всех фигур. Шах ферзем, ладьей, слоном.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Шах или не шах», «Дай шах», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от
шаха».
Тема: Шах.
Теория (0,5): Шах конем, пешкой.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Шах или не шах», «Дай шах», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от
шаха».
Тема: Шах.
Теория (0,5): Открытый шах.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Дай открытый шах», «Открытый шах с выигрышем фигуры».
5.4. Тема: Шах.
Теория (0,5): Двойной шах.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Дай двойной шах», «Двойной шах с выигрышем фигуры», «Лучший шах».
Дидактическая игра «Первый шах».
Тема: Мат.
Теория (0,5): Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Мат или не мат».
Тема: Мат.
Теория (0,5): Мат конем, пешкой.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Мат или не мат».
Тема: Мат.
Теория (0,5): Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном.
19
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Мат в один ход».
Тема: Мат.
Теория (0,5): Мат в один ход конем, пешкой.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Мат в один ход».
Тема: Мат.
Теория (0,5): Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура».
5.10. Тема: Мат.
Теория (0,5): Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура».
5.11. Тема: Ничья. Пат.
Теория (0,5): Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Пат или не пат».
5.12. Тема: Ничья. Пат.
Теория (0,5): Варианты ничьей. Анализ партий.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Пат или не пат».
5.13. Тема: Рокировка.
Теория (0,5): Правила рокировки. Короткая рокировка.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».
5.14. Тема: Рокировка.
Теория (0,5): Правила рокировки. Длинная рокировка.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».
Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения – 8 часов.
Тема: Шахматная партия.
Теория (0,5): Повторение Длинная и короткая рокировка. Правила поведения
за шахматной доской.
Практика (0,5):
Игра всеми фигурами из начального положения,
дидактическая игра «Два хода».
Тема: Шахматная партия.
Теория (0,5): Анализ партий.
Практика (0,5):
Игра всеми фигурами из начального положения,
дидактическая игра «Два хода».
Тема: Шахматная партия.
20
Теория (0,5): Принципы разыгрывания дебюта.
Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
6.4. Тема: Шахматная партия.
Теория (0,5): Принципы разыгрывания дебюта.
Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
6.5. Тема: Шахматная партия.
Теория (0,5): Демонстрация коротких партий. Анализ дебютных ошибок,
которые ведут к быстрому мату.
Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
6.6. Тема: Шахматная партия.
Теория (0,5): Демонстрация коротких партий. Анализ дебютных ошибок,
которые ведут к быстрому мату.
Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
6.7. Тема: Шахматная партия.
Теория (0,5): Анализ дебютных ошибок, которые ведут к быстрому мату.
Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
6.8. Тема: Шахматная партия.
Теория (0,5): Повторение правил рокировки, легкие и тяжелые фигуры,
дебют, пат, мат.
Практика (0,5): Беседа вопрос-ответ. Игра всеми фигурами из начального
положения.
Раздел 7. Повторение (закрепление) программного материала – 4 часа.
Тема: Повторение программного материала.
Теория (0,5): Повторение материала по разделу: «Шахматная доска»,
«Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур»
Практика (0,5): Выполнение дидактического задания в тетрадях
«Покажи правильный ход».
Тема: Повторение программного материала.
Теория (0,5): Повторение материала по разделу: «Ходы и взятие фигур»
Практика (0,5): Выполнение дидактического задания в тетрадях: «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых».
Тема: Повторение программного материала.
Теория (0,5): Повторение материала по разделу: «Ходы и взятие фигур»
Практика (0,5): Дидактические игры:
«Игра на уничтожение», «Захват
контрольного поля», «Ограничение подвижности».
Тема: Повторение программного материала.
Теория (0,5): Викторина. Повторение материала по разделу: «Ходы и
взятие фигур»
Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
21
Второй год обучения
Раздел 1. Повторение программного материала – 4 часа.
Тема: Повторение пройденного материала.
Теория (0,5): просмотр обзорной презентации «приключение в Шахматной
стране». Повторение понятий: поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Практика (0,5): Определение белых и черных полей, белой и черной
диагонали, подсчет количества полей в шахматных дорожках.
Тема: Повторение пройденного материала.
Теория (0,5): Повторение понятий: шах, мат, пат. Ходы шахматных фигур.
Начальное положение.
Практика (0,5): игровая практика – игра всеми фигурами из начального
положения.
Тема: Повторение пройденного материала.
Теория (0,5): Повторение понятий: рокировка, взятие на проходе.
Превращение пешки.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Три фигуры против целой армии», «Убери лишнюю фигуру», «Ходят
только белые»,
Тема: Повторение пройденного материала.
Теория (0,5): Основные принципы разыгрывания дебюта. Мат в один ход.
Практика (0,5): игровая практика – игра всеми фигурами из начального
положения.
Раздел 2. Краткая история шахмат – 1 час.
2.1. Тема: Шахматная доска.
Теория (1): Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и
шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр презентаций «Легенда о
радже и мудреце», «Книга шахматной юности. Второй шаг в мир шахмат».
Чемпионы мира по шахматам.
Раздел 3. Шахматная нотация – 4 час.
3.1. Тема: Шахматная нотация.
Теория (0,5): Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Полная и
краткая нотация. Запись шахматной партии.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий: «Назови вертикаль»,
«Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель».
3.2. Тема: Шахматная нотация.
Теория (0,5): Повторение обозначений горизонталей, вертикалей, полей.
Полная и краткая нотация. Запись шахматной партии.
Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий: «Назови вертикаль»,
«Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель».
3.3. Тема: Шахматная нотация.
22
Теория (0,5): Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Практика (0,5): Игровая практика с записью шахматной партии или
фрагмента.
3.4. Тема: Шахматная нотация.
Теория (0,5): Повторение обозначений шахматных фигур и терминов. Запись
начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии.
Практика (0,5): Игровая практика с записью шахматной партии или
фрагмента.
Раздел 4. Ценность шахматных фигур – 8 час
Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч)
Теория (1): Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса.
Практика (1): Выполнение дидактического задания «Кто сильнее», «Обе
армии равны», «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).
Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч)
Теория (1): Достижение материального перевеса.
Практика (1): Выполнение дидактического задания «Выигрыш материала»
(выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.
Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч)
Теория (1): Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Практика (1): Выполнение дидактического задания «Выигрыш материала»
(выигрыш пешки). «Защита»(уничтожение атакующей фигуры, уход из-под
боя). Игровая практика.
Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч)
Теория (1): Защита.
Практика (1):
Выполнение дидактического задания «Защита» (защита
атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака).
Раздел 5. Постановка мата одинокому королю – 10 часов.
Тема: Техника матования одинокого короля (3 ч)
Теория (1,5): Две ладьи против короля. Повторение способов защиты.
Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат», «Мат
или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол» «Ограниченный
король» «Мат в два хода». Игровая практика.
Тема: Техника матования одинокого короля (2 ч)
Теория (1): Ферзь и ладья против короля.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат», «Мат
или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол» «Ограниченный
король» «Мат в два хода». Игровая практика.
Тема: Техника матования одинокого короля (2 ч)
23
Теория (1): Ферзь и король против короля.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат», «Мат
или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол» «Ограниченный
король» «Мат в два хода». Игровая практика.
Тема: Техника матования одинокого короля (3 ч)
Теория (1,5): Ладья и король против короля. Оппозиция.
Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат», «Мат
или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол» «Ограниченный
король» «Мат в два хода». Игровая практика.
Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала – 6 часов.
Тема: Достижение мата без жертвы материала (2 ч)
Теория (1): Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
Защита от мата.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
Тема: Достижение мата без жертвы материала (2 ч)
Теория (1): Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
Тема: Достижение мата без жертвы материала (2 ч)
Теория (1): Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
Раздел 7. Шахматная комбинация – 34 часа.
Тема: Шахматная комбинация (3 ч)
Теория (1,5): Жертва в шахматах. Матовые комбинации. Тема комбинаций.
Тема завлечения.
Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
Тема: Шахматная комбинация (2 ч)
Теория (1): Матовые комбинации. Тема отвлечения. Презентация «Гарри
Поттер играет в шахматы»
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
Тема: Шахматная комбинация (2 ч)
Теория (1): Матовые комбинации. Тема блокировки.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода».
Игровая практика.
Тема: Шахматная комбинация (2 ч)
Теория (1): Тема разрушения королевского прикрытия.
24
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
Тема: Шахматная комбинация (3 ч)
Теория (1,5): Матовые комбинации. Тема освобождения пространства
(освобождение поля, горизонтали, вертикали, диагонали). Тема уничтожения
защиты. Тема «рентгена».
Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
Тема: Шахматная комбинация (2 ч)
Теория (1): Матовые комбинации. Тема батареи, связки, перекрытия,
пассивной жертвы. Сочетание тематических приемов.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (2 ч)
Теория (1): Отвлечение, завлечение.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса(2 ч)
Теория (1): Тема уничтожения защиты. Связки.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса(3 ч)
Теория (1,5):
Освобождение пространства (освобождение поля,
горизонтали, вертикали, диагонали). Прием перекрытия.
Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (2 ч)
Теория (1): Превращение пешки.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса(3 ч)
Теория (1,5): Сочетание тематических приемов.
Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (2 ч)
Теория (1): Комбинации на пат. Комбинации для достижения ничей.
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Сделай ничью».
Игровая практика.
Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса (2 ч)
Теория (1): Комбинации на вечный шах. Комбинации для достижения ничей.
25
Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Сделай ничью».
Игровая практика.
Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса(4 ч).
Теория (2): Типичные комбинации в дебюте.
Практика (2): Выполнение дидактических заданий: «Проведи комбинацию».
Игровая практика.
Раздел 8. Повторение программного материала – 5 часов.
Тема: Повторение программного материала (2).
Теория (1): Повторение материала по разделу: «История шахмат»,
«Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Постановка мата в
одинокому королю.
Практика (1): Игровая практика. Оценка соотношение сил на шахматной
доске в мало-фигурной учебной позиции. Выполнение дидактических
заданий: «Объявлять мат в один и в два хода
Тема: Повторение программного материала (2).
Теория (1): Повторение материала по разделу: «Достижение мата без
жертвы», «Шахматная комбинация».
Практика (1): Викторина «Вопрос-ответ». Игровая практика.
8.2. Тема: Повторение программного материала (1).
Практика (1): Открытое занятие. Игровая практика – турнир.
2.4 Планируемые результаты освоения программы «Шахматное
королевство»
Личностные:
- адекватно оценивать свои силы в шахматной партии;
- владеть своими эмоциями во время игры, быть выдержанными;
- навыки решения общих задач теоретической и практической подготовки;
волевые качества; спортивное трудолюбие; целеустремленность и
настойчивость в устранении недостатков;
- способности удерживать свои цели и мобилизовать ресурсы для их
достижения; способности находить нестандартные и эффективные решения,
выдвигать идеи, предлагать индивидуальные, необычные, проработанные
версии.
Метапредметные:
- концентрировать внимание на игре;
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
Предметные:
26
- знать правила игры, ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- ообобщать, делать несложные выводы;
- знать начальное положение;
- уметь ориентироваться на шахматной доске.
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Ожидаемые результаты освоения программы (первый год)
Личностные- устойчивый
интерес
к
занятиям
шахматами;
развитое тактическое зрение; навыки самостоятельной работы над
шахматами; знание понятия инициативы в дебюте.
Метапредметные: понимать и применять полученную информацию
при выполнении заданий; проявлять индивидуальные интеллектуальные
способности, умение действовать в уме.
Предметные: знать шахматные термины: белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, название фигур,
правила хода фигур.
Ожидаемые результаты освоения программы (второй год)
Личностные- понимание тонкости, силы и слабости каждого дебюта;
навыки доработки своего стиля игры; добавление в него новых фишек и
подходов; навыки анализа своих и чужих партий; понимание причины тех
или иных ходов, умелое решение шахматных задач; правильное
распределение своих сил и внимательности; навыки изучения противников;
умение владеть собой; уметь достойно принять поражение или победу;
самостоятельно анализировать позицию.
Метапредметные: умение учиться: решение шахматных задач, поиск,
анализ; понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий; проявлять индивидуальные интеллектуальные способности при
решении этюдов и задач.
Предметные: знать темы шахматной стратегии (пешечный центр,
подрыв пешечного центра, фигуры против пешечного центра разноцветные
слоны в миттельшпиле, борьба за открытую линию, роль центра при
фланговых операциях); технические приёмы в эндшпиле (пешечном,
ладейном); лучшее пешечное расположение в эндшпиле; знать основные
положения Шахматного кодекса РФ.
3. Организационно-педагогические условия реализации
программы «Шахматное королевство»
27
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для успешной реализации программы образовательной организацией
обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение
всего периода обучения.
Расписание
занятий
составляется
для
создания
наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся образовательной
организацией, по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся
и
возрастных
особенностей
обучающихся.
Занятия по шахматам проводятся в кабинете площадью не менее 16
кв.м.,
который
соответствует
всем
требованиям
санитарноэпидемиологических правил и нормативами СанПиН.
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели (столы,
стулья), мультимедийное оборудование, наборы шахмат и досок, шахматные
часы, демонстрационная шахматная доска, наборы магнитов двух цветов,
компьютеры, инструменты и приспособления, необходимые для организации
занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Степень
Количество использования (в %
№
единиц на
Средство обучения
от
п/п
группу
продолжительности
программы)
1
Проектор
с
(мультимедиа)
экраном
2
Демонстрационная шахматная
доска с набором шахматных
фигур
3
Наборы шахмат и досок
4
Наборы магнитов двух цветов
5
1 комплект
Не более 30 %
1 шт
80 %
10
комплектов
100 %
6/6 шт
70 %
Шахматные часы
5 шт
80 %
6
Компьютер, звуковые колонки
1 шт
50 %
7
Столы
8 шт.
100%
8
Стулья
8 шт.
100%
9
Доска магнитная
1 шт
60%
28
Расходные материалы
Атрибуты для
сюжетно-ролевых игр
Карандаши, ручки, маркеры на
водной основе
губки для маркерной доски
1
2
3
10/10/5
2 шт.
Информационное обеспечение образовательного процесса
1. Книги Игоря Георгиевича Сухина
http://suhin.narod.ru/publ.htm
2. Сайт Шахматного всеобуча»
http://chess555.narod.ru.
3. Интернет-проект «Занимательные и http://suhin.narod.ru
методические материалы…»
4. Перечень авторских презентаций к
34 презентации
курсу «Шахматы-школе»
5.
Дидактические шахматные сказки:
Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга //Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка
//Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.:
Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов //Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. –
Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка //Сухин И. Приключения в
Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
6.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах:
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н.
Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
29
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом,
или Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
7.
Художественная литература для детей по шахматной
тематике:
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез //Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
8. Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим
детей шахматной игре:
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение,
1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения
дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература,
1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская
литература, 1985.
30
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. –
М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная
Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика,
1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ,
2000, 2001.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и
трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение,
1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для
учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе /Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.:
Педагогика, 1991.
Электронные образовательные и информационные ресурсы:
• http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
• http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов;
• www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования
• http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
• http://1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября" /методические
материалы/
• http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов
• http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
• http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
• www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
• www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
• http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета.
• http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
• http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
• http://www.academic.ru - словари и энциклопедии
31
•
•
•
http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты
http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные
сообщества
http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное
образование детей»
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками.
Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ"
(материал – плотная бумага, ватман, картон).
Шахматная матрешка.
Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки.
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь,
вертикаль, диагональ).
Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных
полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.
Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и
указана их относительная ценность).
Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на
промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П.
Кондратьев).
Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный №4336153/12 от 30.
11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Кадровое обеспечение
Должностные
обязанности.
Осуществляет
дополнительное
образование обучающихся в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Комплектует состав обучающихся кружка, секции, студии, клубного и
другого детского объединения и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, в течение срока обучения. Обеспечивает
педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы
(обучения)
исходя
из
психофизиологической
и
педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
32
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся. Участвует в разработке и
реализации образовательных программ. Составляет планы и программы
занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности
обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию
устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные
виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личности;
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов,
способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в
том числе исследовательскую. Включает в учебный процесс проблемное
обучение, осуществляет связь обучения с практикой. Обсуждает с
обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает и
анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта
творческой
деятельности,
познавательного
интереса,
используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым обучающимся, а также обучающимся, имеющим отклонения в
развитии. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях.
Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений,
других формах методической работы, в работе по проведению родительских
собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении
методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки одаренных детей; содержание учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей по художественно эстетической деятельности; методы развития мастерства; современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентного подхода; методы
убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями,
33
лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии
педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего
трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных
общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими
среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по
направлениям,
соответствующим
направлениям
дополнительных
общеобразовательных
программ,
реализуемых
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность) (пункт 3.1
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей
и взрослых", утвержденного приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N
298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
(Часть 1 статьи 46 Федерального закона об образовании).
Образовательная организация вправе в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании» (часть 5 статьи 46) привлекать к занятию
педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным
программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего
образования
по
специальностям
и
направлениям
подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных
программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем
за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего
образования направленности дополнительной общеобразовательной
программы определяется указанными организациями (часть 4 статьи 46
Федерального закона об образовании).
3.2 Учебный план
Год обучения Количество занятий в неделю Количество занятий в год
Первый год
2
72
Второй год
Всего часов
2
72
144
Первый год
34
№ п/п
Название раздела/темы
Количеств
о часов
Всего Теория Практика
3
3
6
1
Шахматная доска
2
Шахматные фигуры
2
1
1
3
Начальная
расстановка фигур
Ходы и взятие фигур
2
1
1
36
18
18
7
7
4
шахматной 14
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Творческая
работа
Игра, беседа
Дидактическая
игра,
наблюдение,
анализ партий
Анализ партий
5
Цель
партии
6
Игра всеми фигурами 8
из
начального
4
4
Наблюдение,
игра
7
Повторение
программного
материала
4
2
2
Открытое
занятие,
викторина
72
36
36
Итого
Второй год обучения
Формы
№ Название раздела/темы Количество часов
п/п
Всего Теория Практика аттестации/контро
4
2
2
2
Повторение
программного
Краткая история
1
1
0
Беседа
3
Шахматная нотация
4
2
2
Беседа,
самостоятельная
работа
4
Ценность шахматных
фигур
Постановка мата
одинокому королю
Достижение
мата
без жертвы материала
Шахматная
комбинация
Повторение материала
8
4
4
10
5
5
Беседа,
творческая работа
Анализ партий
6
3
3
34
17
17
5
2
3
1
5
6
7
8
Викторина
Игра-турнир,
анализ партий
Игра-турнир,
Анализ партий
Открытое
занятие,
35
Итого
72
36
36
4. Оценочные материалы.
Педагогический мониторинг (вводный и итоговый)
достижения детьми планируемых результатов освоения
программы проводится для детей 5-6и 6-7 лет - 2 раза в год с
использованием низко-формализованных
(наблюдение, беседа, индивидуальная работа и др.) методов.
Также
после
изучения
каждого
раздела
проводится
опрос/тестирование с применением тетрадей для проверочных
работ (автор И.Г. Сухин).
Критерии оценки:
2 (Высокий): Ребенок имеет представление об истории шахмат
и о шахматной игре. Умеет быстро и правильно находить поля,
горизонтали, вертикали и диагонали, показывая и называя их
вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает
ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о
приемах взятия фигур. У ребенка развита познавательная
активность, зрительное восприятие,
внимание, логическое
мышление, воображение. Умеет планировать свои действия,
обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.
1 (Средний): Ребенок имеет представление об истории шахмат
и о шахматной игре. Допускает ошибки при поиске шахматных
полей, горизонталей, вертикалей и диагоналей, показывая и
называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы
шахматных фигур и их отличия.
0 (Низкий): Ребенок не умеет быстро и правильно находить
поля, горизонтали, вертикали и диагонали, показывать и
называть их вслух. Не знает, не различает и не называет
шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их
отличия.
В период обучения проводятся контрольные мероприятия:
открытое занятие, творческая работа, викторина, конкурстурнир.
5. Методические материалы
Шахматы, первый год
1. Учебник для учащихся «Шахматы, первый год, или Там
клетки черно-белые чудес и тайн полны» (в двух частях).
2. Методическое пособие для учителя «Шахматы, первый год,
или Учусь иучу».
3. Рабочая тетрадь «Шахматы первый год, или Там клетки
черно-белыечудес и тайн полны: Рабочая тетрадь» (в двух
частях).
4. Тетрадь для проверочных работ.
5. Задачник «Задачи к курсу «Шахматы-школе». Первый год
обучения».
6. Шахматные игрушки и игры.
Шахматы, второй год
1. Учебник для учащихся «Шахматы, второй год,
или Играем ивыигрываем» (в двух частях).
2. Методическое пособие для учителя «Шахматы, второй год,
или Учусь иучу».
3. Рабочая тетрадь «Шахматы, второй год, или Играем и
выигрываем:Рабочая тетрадь» (в двух частях).
4. Тетрадь для проверочных работ: Шахматы, второй год,
или Играем ивыигрываем: тетрадь для проверочных работ».
5. Задачник «Задачи к курсу «Шахматы-школе». Второй год
обучения».
6. Шахматные игрушки и игры.
Список литературы
1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная
школа. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – 352с.
2. Карпов А. Учись шахматам. – Издательство «Эгмон
Россия Лтд.»,
1997.- 120с.
3. Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы взрослых
и детей. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2013. –
128с.: ил.
4. Сухин И.Г.Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5
лет: Книга
- сказка для совместного чтения родителей и детей/
И.Г.Сухин.- М.: Новая школа, 2013. – 158с.: ил.
5. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для
начальных классов общеобразовательных учреждений». –
2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. -40с.
6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу:
Пособие дляучителя. – Обнинск: Духовное возраждение,
2011. – 120с.: ил.
7. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу:
Пособие дляучителя. – Обнинск: Духовное возраждение,
2011. – 120с.: ил.
8.
Современная энциклопедия для дошколят./ Сост. Н.Л.
Вадченко, Н.В.Хаткина. –
Донецк:
ПКФ
«БАО»,
2000.
9.
–
480с.