1
Аннотация
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности
«Лаборатория мелкой моторики: созидание и игра» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской
Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и иных нормативных правовых
документов.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников обусловлена возрастными
психологическими и физиологическими особенностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют в
разной степени моторную недостаточность, в следствии чего, могут испытывать большие затруднения в обучении.
Для дошкольников с нарушением речи тренировка движений пальцев рук является одним из важных факторов,
который играет значительную роль для общего развития ребенка; стимулирует речевое развитие, внимание,
мышление, координацию, зрительную и двигательную память.
Данная программа направлена на развитие мелкой моторики рук у детей 4 - 6 лет с ограниченными
возможностями здоровья, через специальные упражнения, игры, творческую деятельность с использованием
разнообразных материалов и технологий. Обучение по программе не требует базовых знаний и умений детей. Срок
реализации программы - 4 месяца, 16 учебных часов. Коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю
в групповой или подгрупповой форме, продолжительностью 20 минут для детей 4-5 лет и 25 минут для детей 5-6 лет.
Новизна программы: включение в занятие не только развивающих сенсомоторных игр и упражнений, но и изо
деятельность с использованием нетрадиционных техник и материалов для развития мелкой моторики. Программа
«Лаборатория мелкой моторики: созидание и игра» включает в себя разделы аппликации с использованием
кинетического и цветного песка, крупы, шерстяных ниток, техники рваной бумаги. Вначале обучения и по
2
завершению программы дети проходят диагностику развития мелкой моторики рук. Текущий контроль в форме
наблюдения, анализа творческих работ, выставок и участие в конкурсах.
Программа прошла апробацию на базе БМАДОУ «Детский сад №5». В апробации участвовали дошкольники 5-6
лет с ограниченными возможностями здоровья группы компенсирующей направленности. В процессе реализации
программы дети овладели навыками позитивного общения, осуществляли творческие замыслы, проявляли
самостоятельность и уверенность. Мониторинг показал положительную динамику в развитие мелкой моторики рук.
Программа «Лаборатория мелкой моторики: созидание и игра» может быть востребована воспитателями,
родителями, специалистами в дошкольных образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.
3
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………...…..………5
1.2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение программы …….................6
1.3. Цели и задачи программы ………………….……………………….……..………7
1.4. Основополагающие принципы программы ………………………...… ................7
1.5. Планируемый результат освоения программы ……………………………..........8
1.6. Способы оценки результата освоения программы ……………………………....8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Возрастные особенности развития старших дошкольников ……………............9
2.2. Содержание психолого-педагогической работы ……………………………..….13
2.3. Описание технологии ………………………………………………..……….........14
2.4. Формы, методы, структура занятия ……………….…………………....…….…..16
2.5. Тематическое планирование ………………………………..………...….….…….17
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы …….…….….20
3.2. Сфера ответственности участников программы …………………………….…...21
3.3. Методическое обеспечение ……………………………………………....…...…...22
АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ …………………………………………….…….…..24
Приложение
4
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Известно, что в коре головного мозга близко расположены речевой и двигательный центры, отвечающие за речь и
движение пальцев. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную
нервную систему человека, поэтому уровень развития речи непосредственно зависит от развития тонких мышц кисти
и пальцев.
Мелкая моторика представляет собой подвижность и ловкость мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным
контролем человека.
Основными показателями сформированности мелкой моторики у детей являются: хорошая
скоординированность движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп,
правильное удержание позы. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него активно развивается речь, память, внимание, мышление.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют в разной степени моторную недостаточность, в следствии
чего, могут испытывать большие затруднения в обучении. Движения учащихся с ОВЗ отличаются неловкостью,
плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. При работе с детьми с
различными нарушениями моторики обнаруживается их крайняя неумелость, они не удерживают мелкие предметы,
не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений, испытывают затруднения при необходимости
использовать предметы обихода.
Для дошкольников с нарушениям речи тренировка движений пальцев рук является одним из важных факторов,
который играет значительную роль для общего развития ребенка; стимулирует речевое развитие, внимание,
мышление, координацию, зрительную и двигательную память; способствует подготовки руки к рисованию, письму,
5
ручному труду, а также поможет избежать многих проблем школьного обучения. Формируя и совершенствуя тонкую
моторику пальцев рук, мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
1.2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение программы
Программа развития мелкой моторики у детей с ОВЗ с использованием нетрадиционных материалов
«Лаборатория мелкой моторики: созидание и игра» составлена в соответствии с нормативными документами:
Закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
Приказ №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» от 14.11.2013г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
Письмо Минобразования РФ № 70/23^16 от 07.04.99 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в
системе дошкольного образования»
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98 г.
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования БМАДОУ
«Детский сад № 5»
6
1.3. Цели и задачи
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного
возраста через различные виды деятельности и нетрадиционные материалы.
Задачи программы:
Образовательные:
1. формировать произвольную координацию движений пальцев рук;
2. формировать практические умения и навыки посредством игры и нетрадиционных материалов.
Развивающие:
1. развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Воспитательные:
1. воспитывать усидчивость, волевые качества;
2. воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.
Психологические:
1. развивать уверенность и повышать самооценку ребенка;
2. поддерживать эмоциональный комфорт.
1.4. Основополагающие принципы программы:
Педагогическая целесообразность программы заключается в умении использовать различные материалы, задания,
упражнения и игры на основании следующих принципов:
7
научной обоснованности и практической применимости;
обучение в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников;
единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
1.5. Планируемый результат освоения программы
развитие мелкой моторики и координации движения рук воспитанников до уровня, соответствующего данному
возрасту;
овладение приемами работы с разнообразными предметами и материалами;
формирование положительной самооценки, уверенность в собственных возможностях и творческих
способностях;
снижение уровня нервно-психического напряжения и поднятие общего эмоционального тонуса;
приобретение необходимых навыков социального общения и позитивного отношение к себе и окружающим.
1.6. Способы оценки результата освоения программы
Способы определения результативности прохождения программы: педагогическое наблюдение, педагогический
анализ творческих работ, активности и самостоятельности выполнения решения поставленных задач.
Виды контроля: текущий, итоговый.
8
Критерий оценки достижения планируемых результатов: мониторинг, участие детей в выставках и конкурсах
разного уровня. Мониторинг осуществляется в начале прохождения программы и по завершению обучения.
Диагностический инструментарий подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников и заявленной цели
программы. Оценочный материал - пробы Л.В. Лопатиной. (Приложение 1)
На достижение результатов влияет: доступность и подача материала; системность занятий; учёт возрастных и
индивидуальных особенностей ребёнка; мотивация и посещаемость ребёнком ДОУ.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:
Особенности дошкольного возраста выражаются в том, что длится значимый период детского развития, когда
вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для
других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или
физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь.
У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более
длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об
окружающем мире.
9
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять
полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур,
расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей,
несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и
интереса к учению.
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической,
наглядная над словесной. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки
информации.
Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно
словесно-логическое.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у
детей явлений психомоторной расторможенности.
Наблюдается
несформированность
произвольного
поведения
по
типу
психической
неустойчивости,
расторможенность влечений, учебной мотивации.
10
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений
(планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование
деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ограниченными возможностями здоровья:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждается в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления;
трудности в понимании инструкций;
инфантилизм;
нарушение координации движений;
низкая самооценка;
повышенная тревожность;
высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
повышенная утомляемость и возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,
упрямству;
11
Дети с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование
личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических
особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся
нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и
аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает
продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании
других психических процессов.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических
особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями,
доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и
синтезом, сравнением и обобщением.
Дети с задержкой психического развитии.
Внимание
этих
детей
характеризуется
неустойчивостью,
отмечаются
периодические
его
колебания,
неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той
или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно,
часто отвлекаются. Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного,
слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
12
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны
неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на
уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. У детей с
ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность
имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.
2.2.
Содержание психолого-педагогической работы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Лаборатория мелкой моторики: созидание
и игра» предусматривает развивающие занятия с дошкольниками 4 - 6 лет с ограниченными возможностями здоровья
и не требует базовых знаний и умений детей, направленна на познавательные, коммуникативные, творческие
интересы ребенка.
Прохождение ребенком курса программы не рекомендовано при наличии противопоказаний по состоянию
здоровья (аллергии на пыль от сухого песка и крупы, кожных заболеваний и порезов на руках).
Срок реализации программы - 4 месяца, 16 учебных часов, обучение осуществляется в очной, групповой или
подгрупповой форме.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Длительность занятия:
возраст детей 4-5 лет 20 минут.
возраст детей 5-6 лет 25 минут.
13
Учебный план
№ п/п Название раздела
1
2
3
4
5
6
Аппликация с использованием цветного песка
Кинетический песок
Аппликация с использованием крупы
Аппликация с использованием рваной бумаги
Аппликация с использованием шерстяных ниток
Мониторинг
Итого
Кол-во часов
(практика)
4
2
3
2
3
2
16
Форма контроля
Наблюдение, участие в выставке
Анализ творческих работ
Выставка работ, участие в конкурсе
Наблюдение, анализ творческих работ
Выставка работ, участие в конкурсе
Диагностика
2.3. Описание технологии
Данная программа содержит ряд специально подобранных технологий, которые дополняют друг друга и
способствуют получению требуемых результатов.
Здоровьесберегающая технология. Самомассаж и пальчиковые игры помогут ребенку снизить тонус и уменьшить
напряжение пальцев и кистей рук, повысить работоспособность, увеличить объем активных движений.
При проведении самомассажа используют следующие приемы: поглаживание, растирание, надавливание,
пощипывание, сгибание, разгибание пальцев, рисование на ладонях, точечные удары пальчиками. Под воздействием
несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция
тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к
речевым, более благотворно развивается речевая функция.
14
Пальчиковая гимнастика – это определенные движения пальцами при задействовании мышечной, зрительной и
нервной системы организма человека, формирующие способность человека выполнять мелкие и точные движения
пальцами и кистями рук. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, с хорошей
амплитудой движения, каждой рукой отдельно, поочередно или вместе.
Игровая технология предполагает применение тактильных игр для развития ощущений. Формирование
тактильных ощущений является первым этапом в развитии коммуникативных навыков, двигательных и моторных
функций. Тактильная чувствительность представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта,
воспринимаемых ребенком посредством прикосновения, и даёт возможность познать форму, величину, упругость,
плотность и шероховатость, тепло и холод, характерные для предмета.
Тактильные игры — это возможность для детей исследовать мир с помощью осязания. Такие игры развивают
сенсорное восприятие, внося значительный вклад в развитие детского интеллекта и креативности. Поскольку
воображение ребенка в значительной степени зависит от органов чувств.
Технология нетрадиционной техники рисования - изобразительная деятельность с применением нетрадиционных
материалов и техник, а также их комбинирование. Данная технология способствует развитию у ребёнка мелкой
моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного
восприятия, внимания и усидчивости, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении
определяют успешную работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
15
2.4. Формы, методы, структура занятия
Занятия проводятся в групповой и подгрупповой форме. Методы, используемые на занятиях: беседа, показ,
самомассаж, пальчиковые игры, тактильные игры, изо деятельность, самостоятельная работа.
Содержание занятий и подбор упражнений зависит от цели занятия и возрастных особенностей детей. На занятии
применяются приёмы стимулирования мотивации воспитанников и создания ситуации успеха.
Каждое занятие имеет четкую структуру. Структурированность занятий позволяет дошкольникам быстрее
усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствии с ними. Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и
заключительная.
Вводная часть включает в себя установление контакта и положительного эмоционального фона занятия;
самомассаж, направленный на развитие эластичности мышц и повышение подвижности суставов; пальчиковые и
тактильные игры для развития гибкости пальцев, а так же, зрительного, тактильного восприятия, внимания, речи,
мышления; упражнения на развитие мелкой моторики рук с предметами и без предметов.
Основная часть предполагает выполнение творческого задания - аппликация с использованием нетрадиционных
материалов (крупа, цветной песок, рваной бумаги, шерстяные нитки).
В основную часть обязательно включается
физкультминутка.
Заключительная часть - рефлексия изобразительной деятельности, подведение итогов через проговаривание
положительных моментов занятия.
16
2.5. Тематический план
1
тема
Вводное занятие
2
Снеговик
3
Песочный городок
4
Ветка мимозы
5
Фрукты
цель
Знакомство воспитанников с
особенностью программы и её
содержанием. Выявить уровень развития
мелкой моторики рук у дошкольников.
Освоить техники самомассажа и
пальчиковой гимнастики. Знакомить
детей с нетрадиционным способом
аппликации.
содержание
Стартовая диагностика.
Беседа по технике безопасности работы с
крупой, сухим и кинетическим песком.
Самомассаж с использованием массажного
мяча.
Пальчиковая гимнастика: «Шарик»,
«Варежка».
Беседа о зиме и зимних забавах.
Аппликация «Снеговик» с использованием
цветного песка.
Развитие тактильного восприятия.
Самомассаж «Семья».
Развитие мелкой моторики, координации Пальчиковая гимнастика «Дом», «Домик
движений, воображения.
для зайчат».
Воспитывать желание доводить начатое Постройка городка с использованием
дело до конца.
кинетического песка и формочек.
Совершенствовать движения кисти и
Самомассаж «Лучи солнца».
пальцев руки. Развивать умения
Пальчиковая гимнастика «К нам весна
обращаться с ножницами. Воспитывать
пришла», «Цветочек для мамочки».
умение работать аккуратно.
Беседа о весне.
Аппликация с использованием цветного
песка и шерстяных ниток.
Стимулировать работу больших и
Самомассаж «Лучи солнца».
указательных пальцев рук.
Пальчиковая
гимнастика
«Апельсин»,
Учить работать с трафаретами и
«Шарик».
шаблонами.
Беседа о фруктах.
17
6
Овощи.
Развитие умения двигать пальчиками в
соответствии с текстом потешки
Закреплять умение работать с
трафаретами и шаблонами
7
Магазин
кондитерских
изделий
Развитие
тактильного
восприятия.
Развитие мелкой моторики, координации
движений, воображения. Воспитывать
желание доводить начатое дело до конца.
8-9
Птицы
Развитие умения загибать пальчики в
порядке очередности, начиная с мизинца;
Закреплять умение детей работать с
нетрадиционным способом аппликации.
10
Космос
Стимулировать работу больших и
указательных пальцев рук. Закреплять
умение работать с трафаретами и
шаблонами. Воспитывать интерес к
работе с трафаретами.
11
Одуванчики
Развитие
умения
координировать
Аппликация
рваной
бумагой
с
использованием трафаретов.
Самомассаж «Лучи солнца».
Пальчиковая гимнастика «Салат»,
«Шарик».
Беседа об овощах.
Аппликация цветным песком с
использованием трафаретов.
Самомассаж «Семья».
Пальчиковая гимнастика «Магазин»,
«Месим тесто».
Изготовление печенья, порожных и других
продуктов с использованием кинетического
песка.
Самомассаж с использованием сухого
бассейна.
Пальчиковая гимнастика: «Птички
прилетали», «Скворечник».
Тактильная игра «Накормим птичек».
Аппликация «Совенок» с использованием
крупы.
Самомассаж с использованием массажного
мяча.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»,
«Смелый капитан».
Беседа о космосе.
Аппликация «Ракета» с использованием
сухого цветного песка.
Самомассаж «Лучи солнца».
18
12
Наши питомцы
13
Игрушки
14-15 Лесная полянка
16
Итоговое
движения пальцев правой и левой руки,
загибать пальцы в порядке очередности
Развитие
умения
обращаться
с
ножницами. Воспитывать интерес к
созданию поделок из ниток.
Развитие
тактильного
восприятия,
мелкой
моторики,
координации
движений. Воспитывать любовь к
домашним животным.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»,
«Цветочки для мамочки».
Аппликация «Одуванчик» с
использованием шерстяных цветных ниток.
Самомассаж с использованием сухого
бассейна.
Пальчиковая гимнастика «Собака»,
«Птички».
Беседа о домашних животных.
Аппликация «Котик» и «Собачка» с
использованием цветного песка и крупы.
Совершенствовать движения кисти и
Самомассаж «Семья».
пальцев рук. Стимулировать работу
Пальчиковая гимнастика «Домик для
больших и указательных пальцев рук.
зайчат», «Шарик».
Закреплять умение работать с
Аппликация
рваной
бумагой
с
трафаретами и шаблонами
использованием трафаретов.
Совершенствовать движения кисти и
Самомассаж «Лучи солнца».
пальцев рук, умения ориентироваться на Пальчиковая гимнастика «Соберу грибы»,
плоскости. Развитие зрительного
«Зайка».
внимания.
Беседа о лете.
Учить создавать несложную композицию Аппликация с использованием рваной
с использованием разнообразных
бумаги, шерстяных ниток, цветной песок и
материалов.
крупы.
Отследить наличие динамики развития Заключительная диагностика.
мелкой моторики рук.
19
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в оборудованном кабинете или групповой комнате. Место проведение занятий должно
соответствовать требованиям Сан ПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций,
антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, а также соответствовать правилам
охраны жизни и здоровья воспитанников.
Оборудование.
№ п/п
Наименование
Кол-во
1
Стол детский
по количеству участников
2
Стул детский
по количеству участников
3
Шкаф для хранения пособий
1шт
Перечень используемого рабочего материала:
1. цветной картон,
2. цветная бумага,
3. клей,
4. кисточки,
5. ножницы,
20
6. крупы (гречневая, манная, ячневая, фасоль),
7. цветной сухой песок,
8. кинетический песок
9. нитки шерстяные разноцветные,
10.трафареты,
11.набор формочек для песка,
12.набор миниатюрных игрушек,
13.массажные мячики,
14. карандаши.
3.2. Сфера ответственности участников.
Педагог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психического здоровья и социального
благополучия дошкольников, гармоничного развития воспитанников в процессе реализации данной программы.
Проводит мониторинг детского развития на основе оценки интегративных качеств ребёнка, изучение психологических
параметров видов деятельности по направлениям развития ребёнка в соответствии с новыми требованиями в сфере
образования – ФГОС ДО.
Требования к специалисту, осуществляющему реализацию программы.
Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
21
Конвенцию о правах ребёнка;
нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, социальной защиты
воспитанников;
педагогическую психологию, психологию личности, детскую психологию;
основы психодиагностики, психопрофилактики;
Владеть:
методами и приёмами работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
образовательными и коррекционными технологиями;
современными педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения;
нетрадиционными техниками применяемыми в изо деятельности.
Прохождение курса программы «Лаборатория мелкой моторики: созидание и игра» дошкольниками в возрасте 46 лет с ограниченными возможностями здоровья предполагает рекомендации специалистов, согласие родителей и
отсутствие у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья для работы с сухим песком и крупами (аллергии на
пыль от песка и крупы, кожных заболеваний и порезов на руках).
3.3. Методическое обеспечение
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М. ТЦ «Сфера» 2013 г
2. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
«Детство-пресс» 2013 г.
3. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-Пресс,
22
4. Любина Г.И. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», № 6, 2003г., № 1, 2004г.
5. Новикова О.С. Веселые пальчиковые игры. Москва – Санкт-Петербург «Сова» 2005г.
6. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики: для детей 4-6 лет. Пособие для
детей, родителей и воспитателей /Я.Ю. Позднякова. - СПб.: Литера, 2004
23
АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Данная программа разработана автором в 2024г. На базе БМАДОУ «Детский сад №5» прошла апробацию в 2025г.
с января по апрель включительно. В апробации программы участвовали восемь дошкольников 5-6 лет с
ограниченными возможностями здоровья группы компенсирующей направленности. Для определения эффективности
реализации Программы была отобрана контрольная группа детей с ОВЗ такого же возраста, посещающих группы
общеразвивающей направленности, не проходивших курс развития мелкой моторики.
Апробация включала в себя реализацию учебно-тематического плана занятий, оценку уровня развития у детей
мелкой моторики рук в рамках мониторинга и в том числе в форме наблюдения и контроля выполнения творческих
работ. Мониторинг проводился в начале обучения в январе и по завершению реализации программы в апреле.
Обследования проводились в индивидуальном порядке в соответствии с инструкциями проб Л.В. Лопатиной:
4 балла – правильное выполнение задания;
3 балла – выполнение в медленном темпе с одновременным выпрямлением нескольких пальцев;
2 балла – выполнение в медленном темпе, напряженными пальцами, с одновременным выпрямлением нескольких
пальцев и трудностью удержания их выпрямленными;
1 балл - невозможность поочередного выпрямления пальцев.
Высокий уровень сформированности мелкой моторики рук - если ребенок набрал от 35 до 48 баллов. Ребенок
правильно выполняет задания для обеих конечностей.
Средний уровень сформированности мелкой моторики рук - если ребенок набрал от 23 до 34 баллов. Ребенок
выполняет задания в медленном темпе с одновременным сгибанием нескольких пальцев. При выполнении задания
встречаются единичные ошибки.
Низкий уровень сформированности мелкой моторики рук - если ребенок набрал до 22 баллов. Задания выполняются
в медленном темпе, напряженными пальцами, с одновременным сгибанием нескольких пальцев и трудностью
удержания их согнутыми или выпрямленными. Наблюдаются многократные ошибки, наличие лишних движений.
24
Таблица результатов входящей диагностики детей группы компенсирующей направленности (январь)
Задания /баллы
Кристина
Семён
Денис
Тимур
Лева
Петя
Ваня
Дима
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3
2
3
2
3
3
2
3
3
2
3
2
3
3
1
2
3
1
2
1
3
3
3
2
3
1
2
1
2
3
3
2
3
2
3
2
3
3
1
3
2
2
3
2
2
2
1
2
3
1
2
2
2
3
3
2
2
1
2
2
1
2
2
2
4
3
3
3
4
4
3
3
3
2
2
3
4
4
2
3
2
2
2
2
3
3
2
3
Общий балл
уровень
31
19
27
22
30
33
23
27
средний
низкий
средний
низкий
средний
средний
средний
средний
Как видно из таблицы высокий уровень развития мелкой моторики у дошкольников отсутствует. На момент
обследования выявлен низкий уровень – у 2 детей и 6 детей имеют средний уровень развития.
Таблица результатов входящей диагностики детей контрольной группы (январь)
Задания /баллы
Дамир
Максим
Александра
Даша
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3
2
3
3
2
2
3
3
2
1
2
3
2
1
2
2
3
2
3
3
2
2
3
3
2
1
2
3
2
1
2
2
3
2
3
4
2
2
3
3
2
2
2
2
Общий балл
уровень
25
18
28
31
средний
низкий
средний
средний
В контрольной группе обследование прошли 4 ребенка: 3 дошкольника имеют средний уровень развития
моторики и у одного – низкий.
25
Таблица результатов исходящей диагностики детей (апрель)
Задания /баллы
Кристина
Семён
Денис
Тимур
Лева
Петя
Ваня
Дима
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4
3
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
3
4
3
3
4
3
3
3
4
4
3
2
3
2
2
2
2
4
3
2
4
3
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
3
3
3
4
4
3
2
3
2
2
2
2
3
3
2
4
3
4
4
4
4
4
4
4
3
3
4
4
4
4
3
4
3
3
3
4
4
3
3
Общий балл
уровень
40
31
34
35
38
42
35
30
высокий
средний
средний
высокий
высокий
высокий
высокий
средний
Исходящая диагностика дошкольников, проходивших обучение по программе «Лаборатория мелкой моторики:
созидание и игра», не выявила низкого уровня развития мелкой моторики рук у воспитанников. Высокий уровень
имеют 5 детей, средний – 3 ребенка. В целом доля воспитанников, правильно выполнивших определенные задания,
увеличилась, так же изменилась оценка выполнения задания с 3 баллов до 4, соответственно, повысился итоговый
количественный и качественный показатель. Наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук.
При выполнении диагностических заданий, дети проявляли самостоятельность и уверенность.
Таблица результатов входящей диагностики детей контрольной группы (апрель)
Задания /баллы
Дамир
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3
3
3
2
3
3
3
2
3
3
2
Общий балл
уровень
29
средний
26
Максим
Александра
Даша
3
3
3
2
3
3
3
3
3
2
2
2
3
3
3
2
3
3
2
3
3
2
2
2
3
4
4
2
3
3
2
2
3
средний
средний
средний
25
31
33
У контрольной группы детей наблюдается незначительная положительная динамика
количественного
показателя и у одного дошкольника изменился качественный показатель, из низкого уровня развития моторики рук
перешел в средний. Нужно учитывать, что воспитатели с детьми проводят пальчиковые гимнастики и в группе в
свободном доступе для детей сенсомоторные игры.
Наблюдения за детьми, обучающимися по Программе, во время выполнения творческих работ, дает возможность
говорить
о
снижении
уровня
нервно-психического
напряжения.
Дети
стали
увереннее,
эмоционально
раскрепощёнными, оказывали помощь друг другу, проявляли инициативу и активность на занятиях.
За время
прохождения курса программы овладели приемами работы с разнообразными предметами и материалами. В детском
саду были организованы выставки творческих работ: «Птицы прилетели», «Наш зоопарк». Проведен мастер-класс с
родителями и детьми по использованию нетрадиционных материалов в развитии мелкой моторики рук в домашних
условиях. Один ребенок стал победителем в городском Фестивале для детей с ограниченными возможностями
здоровья «Зернышко таланта» в номинации «Лучшая работа из крупы».
Таким образом, анализ реализации программы «Лаборатория мелкой моторики: созидание и игра» позволяет
сделать вывод об эффективности организованных развивающих занятий с использованием специальных упражнений,
пальчиковых и тактильных игр, нетрадиционных материалов изо деятельности, предусмотренных данной программой.
27
Приложение 1
Диагностика мелкой моторики рук - пробы Л.В. Лопатиной.
Ребенку объясняется и показывается каждое задание в отдельности, после чего он должен выполнить его
самостоятельно.
Задание № 1
Процедура: Ребенку предлагается поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого.
Инструкция: «Положи правую руку перед собой. Сгибай по очереди пальцы, начиная с большого».
Задание № 2
Процедура: Ребенку предлагается поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с мизинца.
Инструкция: «Положи правую руку перед собой. Сгибай по очереди пальцы, начиная с мизинца».
Задание № 3
Процедура: Ребенку предлагается поочередно сгибать пальцы левой руки, начиная с большого.
Инструкция: «Положи левую руку перед собой. Сгибай по очереди пальцы, начиная с большого».
Задание № 4
Процедура: Ребенку предлагается поочередно сгибать пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Инструкция: «Положи левую руку перед собой. Сгибай по очереди пальцы, начиная с мизинца».
Оценка выполнения:
- правильное выполнение задания для обеих конечностей -4 балла;
-выполнение в медленном темпе с одновременным сгибанием нескольких пальцев (для обеих конечностей) - 3 балла;
-выполнение в медленном темпе, напряженными пальцами, с одновременным сгибанием нескольких пальцев и
трудностью удержания их согнутыми - 2 балла;
-невозможность поочередного сгибания пальцев для обеих конечностей - 1 балл.
Задание № 5
28
Процедура: Ребенку предлагается одновременно сжать пальцы правой руки в кулак и поочередно их выпрямлять,
начиная с большого.
Инструкция: «Положи правую руку перед собой, сожми пальцы в кулак. По очереди выпрямляй пальцы, начиная с
большого».
Задание № 6
Процедура: Ребенку предлагается одновременно сжать пальцы правой руки в кулак и поочередно их выпрямлять,
начиная с мизинца.
Инструкция: «Положи правую руку перед собой, сожми пальцы в кулак. По очереди выпрямляй пальцы, начиная с
мизинца».
Задание № 7
Процедура: Ребенку предлагается одновременно сжать пальцы левой руки в кулак и поочередно их выпрямлять,
начиная с большого.
Инструкция: «Положи левую руку перед собой, сожми пальцы в кулак. По очереди выпрямляй пальцы, начиная с
большого».
Задание № 8
Процедура: Ребенку предлагается одновременно сжать пальцы левой руки в кулак и поочередно их выпрямлять,
начиная с мизинца.
Инструкция: «Положи левую руку перед собой, сожми пальцы в кулак.
По очереди выпрямляй пальцы, начиная с мизинца».
Оценка выполнения: правильное выполнение задания для обеих конечностей -4 балла; выполнение в медленном темпе
с одновременным выпрямлением нескольких пальцев (для обеих конечностей) - 3 балла; выполнение в медленном
темпе, напряженными пальцами, с одновременным выпрямлением нескольких пальцев и трудностью удержания их
выпрямленными - 2 балла; невозможность поочередного выпрямления пальцев для обеих конечностей - 1 балл.
Задание № 9
Процедура: Ребенку предлагается одновременно изменить положение обеих кистей рук, распрямляя одну и сжимая
другую.
29
Инструкция: «Положи руки перед собой. Сожми одну кисть в кулак, другую оставь с распрямленными пальцами.
Одновременно поменяй положение кистей рук.»
Оценка выполнения: правильное выполнение задания - 4 балла; единичные ошибки, дисметрия - 3 балла;
многократные ошибки, дисметрия, наличие лишних движений - 2 балла; невозможность одновременного выполнения
движения - 1 балл.
Задание № 10
Процедура: Ребенку предлагается последовательно придать кисти своей правой руки три различных положения «кулак- ребро-ладонь».
Инструкция: «Сожми кисть правой руки в кулак, распрями пальцы и поверни кисть «ребром», разверни кисть ладонью
вниз».
Задание № 11
Процедура: Ребенку предлагается последовательно придать кисти своей левой руки три различных положения «кулак-ребро-ладонь».
Инструкция: «Сожми кисть левой руки в кулак, распрями пальцы и поверни кисть «ребром», разверни кисть ладонью
вниз».
Оценка выполнения: правильное выполнение задания - 4 балла; выполнение в медленном темпе с пропусканием
положения «ребро» - 3 балла; выполнение задания в медленном темпе, с дополнительными движениями только при
оречевлении, с пропусканием положения «ребро» - 2 балла; невыполнение задания - 1 балл.
Задание № 12 Нанизывание бус.
Процедура: на столе перед ребенком раскладывается 30 пластмассовых бусинок (диаметр отверстия примерно 3
миллиметра): 10 красных, 10 зеленых, 10 белых.
Ребенок по звуковому сигналу, держа плотную тонкую тесьму в одной руке, должен с наибольшей скоростью, беря по
одной бусинке, надеть на нить сначала красные, затем зеленые и белые. Если бусина падает, ребенку тотчас
подкладывается новая. После нанизывания всех бусин концы тесьмы завязываются бантиком. При выполнении этого
задания учитывается время, затраченное на него.
30
Инструкция: «Бери по одной бусинке и надевай на тесьму сначала все красные, затем зеленые и белые бусинки. После
этого завяжи концы тесьмы бантиком».
Оценка выполнения: выполнение задания в достаточном темпе (от 2 до 3,5 минут) с завязыванием концов нити
бантиком - 4 балла; выполнение задания в медленном темпе (от 3,5 до 5 минут), трудности в нанизывании бусин и
завязывании концов нити бантиком - 3 балла; выполнение задания в медленном темпе (5-6 минут), трудности в
нанизывании бусин и невозможность завязывания концов нити бантиком - 2 балла; значительные трудности в
выполнении задания в медленном темпе (свыше 6 минут), значительные трудности или невозможность нанизывания
бусин и невозможность завязывания концов нити бантиком - 1 балл.
Задание № 13 Вырезание.
Процедура: Ребенку предлагается плотный лист бумаги длиной 20 см, на котором начерчены две линии шириной 7
миллиметров: греческая и волнистая. Ребенок должен, строго придерживаясь напечатанных линий, вырезать их
ножницами с максимальной быстротой. Вырезывание начинается с волнистой линии. Время выполнения задания
фиксируется.
Инструкция: «Аккуратно и быстро вырежи ножницами нарисованные линии. Начинай вырезать с волнистой».
Оценка выполнения: вырезание в достаточном темпе (волнистая линия - от 2 до 3 минут; греческая линия - от 2 до 4
минут), по начерченным линиям при хорошем навыке владения ножницами - 4 балла; вырезание в замедленном темпе
(волнистая линия - от 3 до 5 минут; греческая - от 4 до 6 минут) по начерченному контуру только волнистой линии
при достаточно хорошем навыке владения ножницами - 3 балла; вырезание в медленном темпе (волнистая линия от 5
до 7 минут, греческая от 6 до 8 минут) не по начерченным линиям, но с соблюдением общего контура геометрической
фигуры при плохом навыке владения ножницами - 2 балла; вырезание в медленном темпе (волнистая линия свыше 7
минут, греческая свыше 8 минут) без соблюдения общего контура геометрической фигуры при плохом навыке
владения ножницами -1 балл.
Таким образом, можно выделить следующие уровни сформированности мелкой моторики рук:
Высокий уровень. Если ребенок набрал от 39 до 52 баллов, то у него высокий уровень сформированности мелкой
моторики рук. Ребенок правильно выполняет задания для обеих конечностей, задание на нанизывание бусин
выполняется ребенком в достаточном темпе (от 2 до 3,5 минут) с завязыванием концов нити бантиком. Ребенок
31
вырезает в достаточном темпе (волнистая линия - от 2 до 3 минут; греческая линия - от 2 до 4 минут), по начерченным
линиям при хорошем навыке владения ножницами.
Средний уровень. Если ребенок набрал от 26 до 38 баллов, то у него средний уровень сформированности мелкой
моторики рук. При среднем уровне ребенок выполняет задания в медленном темпе с одновременным сгибанием
нескольких пальцев (для обеих конечностей), или с пропусканием положения «ребро». При выполнении задания
встречаются единичные ошибки, дисметрия. Ребенок испытывает трудности в нанизывании бусин и завязывании
концов нити бантиком, вырезает в замедленном темпе (волнистая линия - от 3 до 5 минут, греческая линия – до 2
минут). Может вырезать только волнистой линии при достаточно хорошем навыке владения ножницами.
Низкий уровень. Если ребенок набрал до 25 баллов, то у него низкий уровень сформированности мелкой моторики
рук. Задания выполняются в медленном темпе, напряженными пальцами, с одновременным сгибанием нескольких
пальцев и трудностью удержания их согнутыми или выпрямленными. Наблюдаются многократные ошибки,
дисметрия, наличие лишних движений. У ребенка наблюдается выполнение задания в медленном темпе, с
дополнительными движениями только при оречевлении, с пропусканием положения «ребро». У ребенка есть
трудности в нанизывании бусин и невозможность завязывания концов нити бантиком, а задание выполняется в
медленном темпе (5-6 минут). Ребенок вырезает в медленном темпе (волнистая линия от 5 до 7 минут, греческая от 6
до 8 минут) не по начерченным линиям, но с соблюдением общего контура геометрической фигуры при плохом
навыке владения ножницами.
32
Приложение 2
Пальчиковые упражнения
«Семья»
(массаж)
«Греем ручки»
(массаж)
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья!
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Лучи солнца» Солнышко лучами
(массаж)
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
«Удивительно» Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно!
Видно, им прохладно стало
Их укроем одеялом
«Шарик»
Надуваем быстро шарикОн становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел
Стал он тонкий и худой.
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
«Варежка»
Нету пальчика, пропал,
Поочередное поглаживание каждого пальца.
Потирание ладоней друг о друге
Поглаживание ладошек.
Правой рукой обхватывают ладонь левой и сильно сжимают.
Затем расслабляют руку и поглаживают левую руку. Меняют
руки. Опускают руки вниз и слегка трясут ими.
Все пальцы обеих рук – в «щепотке» и соприкасаются
кончиками. В этом положении дуть на них – при этом пальцы
принимают форму шара. Воздух «выходит» и пальцы
принимают исходное положение.
Сжать пальцы в кулачок.
Все пальцы разжать, кроме большого.
Разогнуть большой палец.
33
«К нам весна
пришла»
«Цветочек для
мамочки»
«Цветок»
«Дом»
В свой домишко не попал.»
Маша варежку сняла:
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла!
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели!
Вырос в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
От ветерка качается
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял.
Пёс ворота охранял.
Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл.
Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Ручки протягивают вперёд «с букетом». Пальчики двигаются,
будто плетут венок
Раскрывать и закрывать кулачок.
Пальчики, будто лепестки. Движения руками вправо-влево.
Мимика, жесты.
Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка
округлить. Развести пальцы рук. Ритмично двигать пальцами
вместе-врозь. Ладони опустить вниз, тыльной стороной
прижать друг к другу, пальцы развести.
Руки над головой «домиком».
Руки перед глазами.
Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боком
Пальцы растопырены
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
«Стряхивающие» движения.
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх
34
«Домик для
зайчат»
«Магазин»
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат.
Вот с такою крышей Вот с такими
стенами
Вот с такими окнами Вот с такою
дверью И вот с таким замком
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!
Мы пришли в магазин
Мы купили торт — один
Плюшек — две,
Ватрушек — три
А киви купили — сразу четыре!
«Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
Пироги мы испечем
«Апельсин»
Мы делили апельсин. Много нас,
А он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
(ладошки над головой).
(кулачками друг о друга стучим)
(ладошки около щечек).
(ладошки перед лицом).
(одна ладошка перед лицом.)
(сцепили ручки).
(расцепили ручки)
Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка
согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.
Показывают 1 палец.
Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.
Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.
Вертят кулачками и показывают 4 пальца.
Руками имитируем процесс вымешивания тест.а
Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки,
одновременно и поочередно. Руками совершаем движения, как
будто лепим снежки.
Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки,
показывают 10 пальцев.
Показывают 1 палец, загибают по одному пальчику на каждую
строчку.
Бросательные движения правой рукой, сжимают кулаки и
35
«Салат»
«Скворечник»
«Птички»
«Смелый
капитан»
«Транспорт»
«Собака»
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь – кто куда!!!
Мы морковку чистим- чистим
Мы морковку трём-трём,
Сахарком её посыплем
И сметанкой польём
Вот какой у нас салат,
Витаминами богат!
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Сколько птиц к кормушке нашей.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
На корабле из дальних стран
Плывет отважный капитан
Из тесной рубки у штурвала,
В бинокль видел он немало
Автобус, троллейбус, машина,
трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
прижимают их к груди, «бегут» пальцами по столу.
У собаки острый носик,
Правую ладошку поставить на ребро, тыльной стороной к себе.
Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой.
Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения
вперёд-назад.
«Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками.
Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая.
Протягивают ладони вперёд. Поглаживают ладошкой живот.
Ладошки в вертикальном положении приставить друг к другу,
мизинцы прижаты, большие пальцы загнуты внутрь.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Загибание пальчиков, начиная с большего.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Показать ладошками нос корабля.
Капитан крутит «штурвал».
Смотрят в «бинокль».
Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с
указательного.
36
Есть и шейка, есть и носик.
«Белка»
«Зайка»
«Соберу
грибы»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Вот так!
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет –
Веселит своих зайчат.
Я корзину в лес беру, там грибы я
соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько
здесь грибов вокруг!»
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
Мухомор не понесу. Пусть
останется в лесу.
Большой пальчик поднять вверх. Остальные пальцы вместе.
Попеременно поднимать и опускать мизинец.
Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.
Круговые движения кистью вправо, влево.
Разогнуть большой палец.
Разогнуть указательный палец.
Разогнуть средний палец.
Разогнуть безымянный палец.
Разогнуть мизинец.
Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.
Пальцы согнуты в кулачок. Указательный и средний –
выставить вверх. Шевелить пальцами – в стороны и вперед.
Показывают удивление, разводят руки в стороны.
Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с
мизинца правой руки.
Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.
37
38