Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Разноцветный мир

3

Структура
дополнительной
общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей
по обучению декоративно - прикладному искусству
«Разноцветный мир »(длядетей 4-7 лет)
Раздел:

№ стр.

1. Содержание, объем дополнительной общеобразовательной –
дополнительной общеразвивающей программы
2. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной – дополнительной
Общеразвивающей программы
3. Организационно-педагогические условия
4. Учебный план
5. Календарный учебный график
6. Оценочные материалы к программе
7. Методические материалы к программе

4

3

8
9
19
20
21
23

1. Содержание, объем дополнительной общеобразовательной –
дополнительной общеразвивающей программы
«Разноцветный мир»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа по обучению декоративно - прикладному
искусству « Разноцветный мир» для детей дошкольного возраста от 4 до 7лет
(далее по тексту Программа) направлена на всестороннее удовлетворение
образовательных потребностей детей от 4до 7 лет в художественно- эстетическом
развитии и обеспечивает вариативность образовательного маршрута в
соответствии с интересами и способностями воспитанников.
Программа составлена для детей 4-7 лет на основе Программы художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
(издательство «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009 год).
Программа имеет художественную направленность.
Срок реализации программы: 3 года.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих
ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального
развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в
детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать,
изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для
этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Сегодня
дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс,
объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено
для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ
независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.
Содержание современного дополнительного образования детей расширяет
возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного
пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование
является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в
процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных
образовательных областях. Кроме того, дополнительное образование
способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его
конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым
ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее
жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении
стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
5

В процессе изобразительной деятельности умственная и физическая
активность ребёнка.
Программа разработана на основании нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
2. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания"
(Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296);
3. приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи« (Зарегистрирован 18.12.2020 №
61573);
5. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н, «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
6. «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей- инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей от 29.03.2016г № ВК-641/09;
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. От
31.05.2011)
"Об
утверждении
Единого
квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования";
8. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
6

9. Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами
Березовского
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Жемчужина».
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с
каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит
непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только
соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности,
неповторимости дошкольного периода детства. Одно из направлений повышения
качества дошкольного образования: дополнительное образование детей через
предметы эстетического цикла. В ходе реализации дополнительной
общеобразовательной программы
–
дополнительной
общеразвивающей
программы художественно-эстетической направленности « Разноцветный мир»
решаются задачи художественно-эстетического образования детей 4-7 лет в
изобразительной деятельности через дополнительное образование дошкольников.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного
развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными возможностями.
Цель и задачи реализации Программы
Цель: создание оптимальных условий для раскрытия художественного
потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного
творчества средствами художественных эталонов.
Задачи:
Искусствоведческие задачи (общее ознакомление детей дошкольного возраста с
произведениями изобразительного и монументально-декоративного искусства,
определение их ценности и выделение их художественно – образной структуры).
1.Формировать у детей эстетические потребности: созерцать красоту окружающего
мира, отображать ее с помощью доступных художественных эталонов.
2. Способствовать приобщению детей к произведениям искусства средствами
художественных эталонов, познакомить их с различными видами и жанрами
искусства.
Художественно изобразительные задачи (овладение системой художественных
эталонов; в результате решения данной группы задач дошкольники становятся
обладателями художественно-изобразительного инструментария, позволяющегоим
самостоятельно
создавать
выразительные
образы
в
разных
видах
изобразительного творчества).
1. Учить детей экспериментировать с цветом в процессе работы над
художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для
7

получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них композиции).
2. Формировать чувство цвета в различных видах изобразительного творчества.
3. Учить детей экспериментировать с формами, изучая их свойства, признаки,
выразительные возможности, способствовать формообразованию.
4. Развивать у детей умение передавать форму, строение предмета и его частей,
учить соподчинять формы для создания выразительного образа.
5. Создать условия, в которых дети могут овладеть композиционными
закономерностями (композиционный центр,
равновесие,
симметрия
и
асимметрия).
6. Развивать у детей композиционные умения в различных видахизобразительного
творчества.
7. Создать условия для овладения разнообразными художественнымитехниками
(классическими и неклассическими).
8. Учить детей экспериментировать с художественными техниками в процессе
работы над художественным образом.
9. Способствовать формированию у детей изобразительных, конструктивных,
пластических умений в процессе работы с различными художественными
материалами и инструментами.
Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа предусматривает обучение детей от 4 до 7(8) лет, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья, не зависимо нозологии. К освоению
программы допускаются учащиеся без предъявления требований к уровню
образования и здоровью.

Отличительные особенности Программы.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого
восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого
воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует
воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы черезискусство приобщить детей к творчеству.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их
особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на
основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается
8

творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных
ситуациях.
Дидактические принципы Программы
Принцип полифоничности: включение произведений различных эпох, стилей и
направлений в качестве стимулирующего материала в педагогический процесс,
направленный на развитие детского художественного творчества.
Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и
оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и для его
близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку позволяет
взрослым видеть внутренний мир детей, узнать об их впечатлениях, переживаниях,
проблемах и об их отношении к окружающему миру.
Принцип системности и преемственности. В процессе овладения
художественными эталонами дети получают и накапливают знания, умения, навыки,
впечатлениях, переживаниях, и важно, чтобы это не представляло хаотичный набор,
а носило системный характер.
Принцип синкретичности. В рамках одного образовательного комплекса дети могут
заниматься разными видами художественного творчества. В процессе выполнения
одной работы ребенок использует разные техники и приемы.
Принцип природосообразности. Педагогические технологии должны
соответствовать возрасту детей, уровню их творческого развития, этапу обученияи
изучаемым темам. Этот принцип связан с принципом синсетивности, который
предполагает учет особенностей каждого возрастного этапа, чтобы при освоении
художественных эталоном была наибольшая восприимчивость.
Принцип
индивидуальности.
Осуществление
индивидуальнодифференцированного подхода к развитию детского художественного творчества,
который заключается в подборе разноуровневых заданий, соотносимых с
возможностями, способностями и половой принадлежностью детей.
Принцип вариативности. Использование в качестве дидактических единиц
разнообразного стимулирующего материала (репродукции, эскизы, схемы,
таблицы и др.). Необходимо давать детям свободу выбора и возможность
варьирования материалов, художественных эталонов и содержания работы. На
этом принципе должна быть основана и деятельность педагога, который по
предлагаемому алгоритму и методическим разработкам может составлять свой
модуль образовательного процесса с учетом исходных педагогических условий.
Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми программы
посредством разнообразных образовательных комплексов, учитывающих степень
сложности, уровень общего и творческого развития воспитанников.
Перспективность заключается еще в том, что материал, осваиваемый детьми не
9

только актуален в настоящем, но и предполагает дальнейшее его активное
использование, поскольку образовательные комплексы построены по принципу
усложнения.
Принцип содеятельности и сотворчества. Необходима совместная
творческая деятельность детей друг с другом, с педагогом и родителями. В
совместном творчестве дети учатся учитывать мнение других, оказывать другим
помощь в сложных ситуациях. В совместной деятельности и творчестве становится
возможным проведение коррекционных мероприятий, направленных на отработку
отдельных приемов.
Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс, темп,
характер, форму организации детей, дидактический материал. Особенно если это
касается работы с детьми раннего возраста. В этом возрасте внимание у детей
слабое, они быстро утомляются, поэтому целесообразно делать комплекс
динамичным.
Принцип толерантности. Требуется воспитывать у детей уважение к
традициям других культур, народов, наций, знакомить их с мировым
изобразительным и монументально-декоративным искусством.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественноэстетической деятельности:
 Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
 Принцип культурного обогащения
(амплификации)
содержания
изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного
развития детей разных возрастов;
 Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
 Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
 Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
 Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
 Принцип организации тематического пространства (информационного поля) основы для развития образных представлений;
 Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
 Принцип естественной радости (радости
эстетического
восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций,
эмоциональной открытости).

10

2. Планируемые результаты реализации Программы:
В ходе прохождения трех летнего курса обучения по Программе дети должны:
- знать и использовать графические материалы (карандаши цветные и простые,
восковые мелки), их свойства;
- знать основы цветоведения (смешение цветов, размывка цвета);
- виды и свойства бумаги (плотность, эластичность);
- знать специальные термины: эскиз, набросок, мольберт, палитра, композиция;
- знать основы композиционного построения на формате;
- знать понятия: штрих, линия, мазок, тычок;
- - изображать объемные и полуобъемные композиции;
- - различать теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические;
- - смешивать цвета на палитре;
- - свободно владеть кистью (плашмя и кончиком в разном направлении);
- - передавать цветом настроение;
- - действовать строго по инструкции;
- - работать в техниках примакивание, рисование по сырой бумаге
- . составлять растяжку оттенков одного цвета;
- - передавать через цвет настроение, характер образа
- - иметь первоначальные представления о роли декоративно-прикладного
творчества в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
- применять художественные умения, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
- передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.
Иметь представление:
- о месте расположения предмета в пространстве (посередине, слева, справа,
вверху, внизу, по углам);
- о величине изображаемого предмета (большой, маленький, высокий, низкий,
длиннее, короче).

11

3. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Формы работы: групповая (10-12 человек) совместная образовательная
деятельность.
Режим непосредственной образовательной деятельности: 2 раза в неделю,
во второй половине дня.
Продолжительность занятий:
Первый год обучения, дети 4-5 лет - 20 минут
Второй год обучения, дети 5-6 лет - 25 минут
Третий год обучения, дети 6-7 лет-30 минут
Программа является инструментом целевого развития индивидуальных
способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в изостудии. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям
детей, целям и задачам Программы.
Требования к педагогу дополнительного образования,осуществляемому
реализацию программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся в соответствии со своей образовательной программой, развивает их
разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся
кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает
меры по сохранению контингента обучающихся, в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы
(обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные
занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также
современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и
свобод обучающихся. Участвует в разработке и реализации образовательных
программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их
развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на
их личности; осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов,
способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том
числе исследовательскую.
Включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обученияс
практикой. Обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие
12

опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в
своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
обучающимся, а также обучающимся, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах методической
работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной
программой, в организации и проведении методической и консультативной
помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим
работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охранужизни и здоровья
обучающихся во время образовательного процесса.
Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и
пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников,
основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки одаренных
детей; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного
образования детей по художественно - эстетической деятельности; методы
развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения,
реализации компетентного подхода; методы убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного
возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с
персональным компьютером
(текстовыми
редакторами,
электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила
по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования "Образование
и
педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное
образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и
13

специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным
предпрофессиональным
программам,
реализуемым
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости
после трудоустройства дополнительного профессионального образования по
направлению подготовки "Образование и педагогические науки"
Кадровые условия
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю студии, либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика».
Педагог дошкольного образовательного учреждения, имеющий высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
направлению подготовки «Образование и педагогика», либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей
профилю студии.
Педагогические условия для реализации Программы
Создание
художественно-развивающей
среды
в
детском
саду
(изобразительная студия). В изостудии имеется весь
необходимый
изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в
изостудии применяется музыкальное сопровождение, а также электронные
образовательные ресурсы (интерактивная доска), что способствует созданию
выразительного художественного образа. Для успешной реализации Программы
предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся
следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинарпрактикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм
работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения
в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении Программы.
Методы обучения :
 словесный: рассказ, беседа, объяснение;
 наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация техники рисования надоске;
 практический: упражнение, тренинг, рисование, работа над ошибками.
 нетрадиционные техники:
 оттиск печатками из овощей;
 тычок жесткой кистью;
 оттиск печатками из ластика;
14

 оттиск поролоном;
 восковые мелки и акварель;
 свеча и акварель;
 отпечатки листьев;
 рисунки из ладошек;
 волшебные веревочки;
 кляксография;
 печать по трафарету.
Все методы используются в комплексе.
Формой подведения итогов реализации данной Программы
являются:
участие
детей
в
художественных
конкурсах
всероссийского,
регионального,
муниципального уровней и тематических выставках внутри дошкольной
образовательной организации. Для поддержания интереса детей к творчеству
рекомендуется использовать разнообразные формы организации образовательного
процесса.
Занятие – основная форма организации образовательного деятельности . На
занятиях по изобразительной деятельности воспитанники под руководством
педагога последовательно, соответственно программе, приобретают теоретические
знания и практические навыки, а также усваивают элементы базовой культуры
личности. На занятиях применяются игровые технологии.
Структура занятия
Вступительная часть включает организационный момент, беседу по Вступительная
часть включает организационный момент, беседу по технике безопасности,
сообщение целей и задач занятия.
Этап повторения пройденного материала предполагает повторение ранее
изученных тем или разделов программы, закрепление ранее полученных знаний.
Теоретическая часть представляет собой беседу на заданную тему, сообщение
новой темы и объяснения задания.
Практическая часть включает создание творческой работы самостоятельно или
под руководством педагога.
Заключительная часть включает коллективный просмотр выполненных работ,
общую оценку всего занятия детьми и педагогом, подведение итогов.
Описание материально-технического обеспечения Программы
Художественные материалы, инструменты:
 Листы белой бумаги в формате А4
 Листы тонированной бумаги в формате А4
15

 Листы белой бумаги в формате АЗ
 Листы тонированной бумаги в формате АЗ
 Рулоны обоев на бумажной основе
 Белый картон в формате А4
 Цветной картон в формате А4
 Наборы цветной бумаги в формате А4
 Наборы цветной бархатной бумаги в формате А4
 Фольга разного цвета на бумажной основе
 Рулоны фольги
 Салфетки бумажные - белые
 Салфетки бумажные - цветные
 Пластилин (12 цв.)
 Песок декоративный (в баночках)
 Кисти разных размеров (круглые, плоские и флейцы).
 Краски гуашевые (12 цв.)
 Краски акварельные (12 цв.)
 Тушь цветная (для тонирования бумаги)
 Цветные карандаши (12шт.)
 Простые карандаши
 Фломастеры (12шт.)
 Пастель (начиная со старшей группы) (12цв.)
 Гелевые ручки (6 цв.)
 Ножницы для детского творчества (с безопасными
кончиками лезвий)
 Клей
 Клей – карандаш (блок 12шт.)
 Клей ПВХ
 Клеевые кисточки
Бытовой и бросовый материал
 Фантики на бумажной основе.
 Трубочки для коктейля, зубочистки деревянные и пластиковые.
 Упаковки из-под молочных продуктов парфюмерные флаконы, аптечные
пузырьки, картонные коробки.
 Пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутки ткани.
 Проволока мягкая.
 Колпачки фломастеров и авторучек.
16

Природный материал
 Осенние листья и лепестки цветов.
 Семена подсолнечника, арбуза, гороха, фасоли и других плодов.
 Крылатки клёна и ясеня.
 Шишки (еловые, сосновые, пихтовые)
 Жёлуди, каштаны, орехи, косточки
 Скорлупа грецких орехов.
 Камешки и раковины.
 Палочки, веточки.
 Кора берёзы и других деревьев.
 Злаки, травы, хвоя, сухостой.
Наглядно – дидактические пособия
 Наглядно-дидактические пособия:
 Природные зоны «Растения и животные степей и пустынь»1комп.
 Природные зоны «Растения пустынь» 1комп
 Мир животных «Насекомые, земноводные, пресмыкающие рыбы»
1комп
 Мир животных «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран»
1комп
 Мир растений и грибов «Цветы, деревья» 1комп
 Мир растений и грибов «Грибы, ягоды» 1комп
 Мир растений и грибов «Фрукты, овощи» 1комп
 Окружающий мир «Осень» 1комп
 Окружающий мир «Лето» 1комп
 Окружающий мир «Зима» 1комп
 Окружающий мир «Весна» 1комп
 Окружающий мир «Деревья и листья» 1комп
 Окружающий мир «Комнатные растения» 1комп
 Окружающий мир «Игрушки» 1комп
 «Обитатели морей и океанов» 1комп
 «Птицы» 1комп
 «Посуда» 1комп
 Мир искусства «Сказка в русской живописи» 1комп
 Дошкольникам об искусстве1комп
 Народное искусство детям «Золотая хохлома» (3-7 лет) 1комп
17

 Народное искусство детям «Дымковская игрушка» (3-7 лет) 1комп
 Народное искусство детям «Полхов - майдан» (3-7 лет) 1комп
 Народное искусство детям «Филимоновская игрушка» (3-7 лет)
 Народное искусство детям «Городецкая роспись» (3-7 лет) 1комп
 Народное искусство детям «Сказочная гжель» (3-7 лет) 1комп
 Искусство детям «Хохломская роспись» 1комп
 Искусство детям «Чудесная гжель» 1комп
 Искусство детям «Дымковская игрушка» 1комп
 Искусство детям «Городецкая роспись» 1комп
 Мир в картинках «Домашние птицы» 1комп
 Мир в картинках «Музыкальные инструменты» 1комп
 Мир в картинках «Транспорт» 1комп
 Мир в картинках «Бытовая техника» 1комп
 Мир в картинках «Арктика и Антарктида» 1комп
 Мир в картинках «Высоко в горах» 1комп
 Мир в картинках «Морские обитатели» 1комп
 Мир в картинках «Домашние животные» 1комп
 Мир в картинках «Посуда» 1комп
 Мир в картинках «Фрукты» 1комп
 «Посуда» 1комп
 «Животные средней полосы» 1комп
 «Ягоды садовые» 1комп

18

4. Учебный план

Первый год обучения
от 4-5 лет
Вид деятельности:

Второй
год
обучения, дети 5-6
лет
Количеств Время
озанятий
занятия

Третий год обучения ,
дети 6-7 лет

Количес
тво
занятий

Время
занятия

Декоративнооформительская
деятельность,
аппликация

24

20

24

25

20

30

Художественное
конструирование

22

20

25

25

29

30

Тесто-пластика,
пластилинография.

26

20

23

25

23

30

40

2

50

2 1час

Общее количество 2
занятий в неделю
Общее количество 8 2ч40мин
занятий в месяц
Общее количество 72
занятий в год

(мин)

8 3ч20мин

Количество Время
занятий
занятия

(мин)

(мин)

8 4часа

72

Общее количество
занятий за весь
период обучения

72

216

Виды и формы контроля:
Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических
наблюдений, состязаний или выставки работ.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации
изготовленных детьми работ.

19

5. Календарный учебный график
на 2025-2026 год
https://disk.yandex.ru/i/iq8slVFk0zY-9g

20

6. Оценочные материалы к программе
Развивающее оценивание
Формы оценки качества и результативности
Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль над
их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают предложенный
материал, как используют свои навыки в дальнейшем. Для выявления
недостатков, достоинств детского творчества и работа над ним, после каждого
занятия необходимо производить маленький просмотр детских рисунков и
работ. Кроме того, в этом просмотре должны учувствовать и сами маленькие
художники. Продумывая, что сказать о выбранном им изображении, ребёнок
выделяет и осознаёт понравившиеся ему качества рисунка, лучше запоминает
ихи может по-своему использовать в дальнейшем.
Предполагается проведение диагностики в начале, и в конце учебного
года. Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из
следующих показателей:

21

Оценочная диагностика результатам реализации по дополнительной общеобразовательной
программе - дополнительной общеразвивающаей программа по обучению декоративноприкладному искусству « Разноцветный мир »
(для детей 4-7 лет)
Умение расписывать глиняную игрушку в
соответствии с особенностями народного
промысла

Умение лепить глиняную игрушку

Умение украшать бумажный силуэт
декоративной росписью

Умение рисовать орнаменты в различных
геометрических формах

Знание характерных особенностей
народных промыслов

Ориентируется в названиях
геометрических фигур

проявляет активность, творчество во
время конструирования

умеет работать с рваной, комканой
бумагой

владеет основами композиционного
построения на формате;

свободно раскладывает и приклеивает
вырезанные бумажные формы, создавая
при этом выразительные образы;

самостоятельно
выбирает
средства
выразительности для изображения более
точного образа;

Владеет навыками работы с ножница-ми,
аккуратно вырезает фигуры

Ф.
И.
О.

1.

 Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных
видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А.
Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой).
По этим показателям определяются уровни развития изобразительной
деятельности ребенка: низкий, средний, высокий, т.к. в этом возрасте технические
навыки и творческие способности находятся в стадии формирования.
Механизм определения уровней:
за каждый показатель низкого уровня- 1 балл; среднего- 2 балла; высокого
уровня- 3 балла.
от 0 до 12 баллов - низкий уровень.
от 12 до 24 баллов - средний уровень.
от 24 до 36 баллов - высокий уровень

22

7. Методические материалы к программе
7.1. Методическая обеспеченность материалами и средствами обучения
Учебно-методические пособия:
Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа) И.А.
Лыкова, 2014 Изобразительная деятельность в детском саду (старшая
группа) И.А. Лыкова, 2014
Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная группа)
И.А. Лыкова, 2014
Парциальная программа «Умные пальчики» (конструирование детском
саду) И.А. Лыкова, 2016.
Книги для занятий с детьми:
Народный календарь «Лето красное» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова, 2014
Народный календарь «Весна – красавица» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова,
2014 Народный календарь «Осень золотая» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова,
2014 Народный календарь «Зима чародейка» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова,
2014 Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье» А.И.
Бартковский, И.А. Лыкова, 2013
Загадки божьей коровки И.А. Лыкова, В.А. Шипунова, 2014.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».