1
Содержание:
1. Целевой раздел
Пояснительная записка______________________________________________________________ 3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ программы _________________________________________4
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ программы____________________________ 5
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ программы___________________________________________ 6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ программы _____________________________ 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Показатели одаренности ребенка______________________________________________________ 7
Формы работы с одаренными детьми:
Индивидуальная работа с детьми (портфолио)__________________________________________ 9
План работы с одаренными детьми на 2025-2026 год_____________________________________ 11
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Создание условий для проявления одаренности в образовательном учреждении
13
3.2 Требования к организации образовательной среды для одаренного ребенка
14
3.3 Диагностические
материалы по реализации "Программы работы с одаренными детьми"15
Список литературы______________________________________________________________ _29
1.
Целевой раздел Пояснительная записка
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
дошкольного образования с одаренными детьми, обеспечивает развитие личности детей раннего и
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учѐтом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение
задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(ФГОС ДО). Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего и дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик раннего и дошкольного образования
(объѐм, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров образования раннего и
дошкольного возраста). Программа направлена на создание условий для индивидуального
развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации
и индивидуализации детей
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную,
психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или
временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого
уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных,
психомоторных, лидерских, технических) способностей.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.
1.1.Цели и задачи программы работы с одаренными детьми
ЦЕЛЬ: Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие.
1.Создание условий для выявления и развития одаренных детей.
1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и
методических приемах работы с одаренными детьми.
2. Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения
квалификации.
3. Накопление методического фонда по данному вопросу.
4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения,
диагностики.
5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих
детям проявить свои способности.
6. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого одаренного ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром.
3
2. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный
момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении
которых есть серьёзная надежда на качественных скачок в развитии их способностей
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют
развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со
сверстниками, педагогами через самостоятельную работу
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
работы с одарёнными детьми
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека;
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
Уважение личности ребенка;
Учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья;
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
1.3 Значимые для разработки программы работы с одарёнными детьми
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Основанием для разработки программы работы с одарёнными детьми являются следующие
нормативные правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменением, внесённым
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г.,
регистрационный N 53776), с ФОПДО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
4
образования" зарегистрирован 28.12.2022 № 71847),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано Минюстом РФ 18.12.2020, регистрационный №61573),
действующим до 01.01.2027 г.; Основной общеобразовательной программой – образовательной
программой дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад №5».
1.4. Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности,
сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития Планируемые
результаты реализации программы работы с одаренными детьми
1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
2.
Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с
одаренными детьми.
3.
Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
4.
Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.
5.
Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным
детям.
6.
Повышение качественных показателей воспитательно-образовательной деятельности
воспитанников.
5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Показатели одаренности ребенка
Показатели одаренности ребенка условно можно распределить на пять сфер:
1. Интеллектуальная
2. Творчество
3. Общение и лидерство
4. Художественная деятельность
5. Двигательная
1. Интеллектуальная сфера: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли,
хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое,
образное).
Сфера академических достижений:
чтение: выбирает чтение своим частым занятием; богатый словарный запас; зачатки
навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре
речи; сохранение внимания при чтении; желание продемонстрировать умение читать;
математика: интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов;
легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко
разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;
естествознание: внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным
фактам, явлениям природы; интерес к происхождению предметов, явлений.
2. Творчество: пытливость; любознательность; способность "с головой уходить" в занятие;
высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление
делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.
3. Общение и лидерство: легко приспосабливается к новым условиям; другие дети
предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм; сохранение уверенности в себе в
общении; легкость обращения к взрослым; способность принять на себя ответственность.
4. Сфера художественной деятельности:
изобразительное искусство: большой интерес к визуальной информации; в деталях
запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; получает
удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет
внимание деталям;
музыка: интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки;
легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.
5. Двигательная сфера: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон
движений; хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; хороший уровень
освоения двигательных навыков.
Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения для становления
одаренности.
Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на
6
новый материал; установление причинно- следственных связей; обнаружение зависимостей;
умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность к противоречиям;
использование альтернативных путей поиска информации; построение гипотез; высокая
любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные
идеи; умение рассуждать; критичность мышления.
Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление;
быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству;
богатое воображение; развитая интуиция.
Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим;
терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике;
настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя
мотивация.
Выявление одаренных детей начинаться на основе наблюдения, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Формы работы с одаренными детьми:
групповые занятия с одаренными детьми;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в конкурсах и олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
интеллектуальные викторины,
Индивидуальная работа с детьми (портфолио).
Цель портфолио - увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом,
обеспечить отслеживание индивидуального прогресса воспитанника в широком образовательном
контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения.
Структура портфолио:
1. "Какой он (ребенок) хороший";
2. "Какой он умелый";
3. "Какой он успешный".
В каждом блоке есть разделы учебного портфолио:
-раздел документов,
-раздел работ,
-раздел отзывов.
I. Блок "Какой ребенок хороший":
-сочинение родителей о ребенке;
- размышления воспитателей о ребенке;
- неформальная беседа "Расскажи о себе";
- интервью у друзей, других детей;
- самооценка по тесту "Лесенка".
- психолого-педагогическая характеристика ребенка;
7
-корзина пожеланий: благодарность ребенку: за доброту, щедрость, хороший поступок, умение
дружить и др.;
- благодарственное письмо родителям за воспитание ребенка;
- иллюстративные документы фото- и видеоматериалы
В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, педагоги).
II. Блок "Какой ребенок умелый":
-анкеты для родителей;
-отзывы воспитателей о ребенке;
-неформальная беседа с ребенком "Чем ты любишь заниматься?";
-рассказы детей о ребенке,
-рассказы педагогов по кружковой работе;
- оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных];
-мнение социального педагога;
-оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских);
-характеристика психолога (познавательные интересы);
- грамоты по номинациям: за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность,
грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах; иллюстрации
«умений»: фото-видеоматериалы.
III. Блок "Какой ребенок успешный":
- отзыв родителей о ребенке;
- рекомендации воспитателей;
- рассказ ребенка о своих успехах;
- заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат: реальные достижения);
- творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты;
- свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского
творчества;
- заметки социального педагога;
-выводы
заведующего,заместителя заведующего по
методической
и
воспитательной работе;
- документы о наличии курса обучения в художественной музыкальной школах;
-грамоты: за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях;
- иллюстрации успешности: фото-видеоматериала.
8
План работы с одаренными детьми на 2025-2026 учебный год
№ Мероприятия
Сроки
Ответственные
Ст. воспитатели: Михалева Н.Л.. Гусева С.Г.
Музыкальные руководители: Клочкова М.В.,
Григорьева О.М., Андерс И.А.
Педагоги- психологи:
1.
Диагностика одаренных детей
Сентябрь
Королева Л.А., Карпова С.В.
Инструкторы по физической культуре
Пиксина Е.И., Димитрова Т.О.
Проведение
совещания
по
2.
результатам диагностирования
Сентябрь
Ст. воспитатели: Михалева Н.Л., Гусева С.Г.
способных детей.
Организация
патронажа
между
Михалева Н.Л., Гусева С.Г. Клочкова М.В.,
способными
В течение года Григорьева О.М., Андерс И.А.,
3.
детьми
и
педагогами,
узкими
Королева Л.А., Карпова С.В.
специалистами.
4.
Расширение
системы Октябрь
Ст. воспитатели: Гусева С.Г.,
дополнительного образования для
Михалева Н.Л.
развития творческих
Воспитатели групп
способностей одаренных с учетом
способности и запросов одаренных
детей и их родителей
5.
Организация и
проведение внутри образовательной В течение года Воспитатели
средних,
старших,
организации конкурсов, викторин.
подготовительных к школе групп
1. Театральная неделя
2. Конкурс рисунков, поделок (осень,
новый год, весна).
3. Конкурс исследовательских проектов
6.
Участие в городских
Ст. воспитатели: Михалева Н.Л., Гусева С.Г.,
конкурсах, фестивалях
В течение года педагоги (воспитатели, специалисты)
«Туристический слет»,
«Умники и умницы»
«Веселый калейдоскоп»,
«Театральная мозаика»,
«Березиада»,
«Моя судьба – моя Россия»»
«Я - сам»
«Фестиваль зимних видов спорта»
«Юный эколог»
«Белая ладья» и др.
7.
Анализ
и
корректировка
Ст. воспитатели: Михалева Н.Л., Гусева С.Г.
результативности
и
выполнения Январь
программы
8.
Пополнение банка педагогической
Постоянно
Муз.
руководители:
Клочкова
М.В.,
информации по работе с одаренными
Григорьева О.М., Андерс И.А.
детьми
Инструкторы по ФК: Пиксина Е.И.,
9
9.
10.
11
12
Димитрова Т.О.
Разработка
системы
поощрений
Муз.
руководители:
Клочкова
М.В.,
конкурсных мероприятий,
В течение года Григорьева О.М., Андерс И.А.
фестивалей.
Инструкторы по ФК: Пиксина Е.И.,
Димитрова Т.О.
Приобретение литературы,
компьютерных
программ
для По запросу
Ст. воспитатели Михалева Н.Л., Гусева С.Г.,
организации работы с одаренными
детьми
Педагоги и специалисты, работающие с
Творческий отчет
Май
одаренными детьми
Обобщение опыта работы педагогов,
работающих с
Май
Педагоги и специалисты, работающие с
одаренными детьми
одаренными детьми.
3. Организационный раздел
3.1 Создание условий
для проявления одаренности в
образовательном учреждении
Подходы к диагностике одаренности требуют осторожности:
диагностические
методы
фиксируют только продуктивный
уровень
диагностируемой функции, а процессуальная сторона остается скрытой;
практически невозможно осуществлять диагностику прогноза
и проектировать развитие;
важно соблюсти моральную сторону результатов диагностики.
Одаренность, проходя в своем развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного
ребенка в разной степени и форме.
Как психическая реальность она может рассматриваться в виде:
психического процесса, который:
-дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;
-обусловливает
появление избирательного
интереса
и
эмоциональной
включенности в деятельность;
-при создании благоприятных условий в перспективе может развиться в одаренность.
психического состояния, которое:
- возникает достаточно часто в
определенном
виде деятельности, закрепляется,
становится ярким;
- стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания.
личностной черты, свойства, которые:
-превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
-стали яркой потребностью
творчества в
любыхситуациях, любой деятельности.
ВЫВОД: Таким образом, одаренность – это уникальное системное качество конкретного ребенка,
природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме
индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой
деятельности одного или нескольких видов.
Если рассматривать одаренность как становящуюся психическую реальность, то образовательная
среда в этом случае – средство становления одаренности.
10
3.2.Требования к организации образовательной среды для одаренного ребенка:
Образовательная среда- средство раскрытия и развития природных задатков одаренного ребенка
. Составляющие ОС:
ориентированность на сенсорно- персептивную сферу ребенка;
максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);
способность вызывать любопытство, а далее – интерес;
предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в
максимальном количестве видов деятельности (в учебном процессе, кружках, школах
искусств и т. д.).
Общие Требования к ОС:
во
внешнем
плане – способствовать
обучению
операционной деятельности;
в
плане содержания –быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую
активность;
поддерживать развитие творческого мышления;
способствовать "проживанию состояния успеха".
Требования к ОС для детей с личностным уровнем одаренности:
напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и
нравственно-этическим ценностям;
должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей
деятельности, а также средством личностного становления в ней и самоутверждения;
формы работы – от индивидуальной до специальных классов и специальных школ;
обеспечение условий для участия ребенка во внешних состязаниях, конкурсах,
олимпиадах и т. д.
Методики выявления одаренности учащихся (воспитанников).
Диагностическая работа с одаренными детьми начинается с поступления
обучающихся (воспитанников) в ДОО и продолжается на протяжении всего периода обучения в
соответствии с планом работы с одаренными детьми.
Для диагностики используются методики, направленные на выявление основных черт
личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье, выявление
творческого потенциала, мотивации в достижениях, обеспечивающих достижение высоких
результатов во многих областях. Благодаря применению методик можно определить черты
личности ребенка, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности.
Диагностику выявления одаренности ребенка проводит педагог- психолог.
Перечень диагностик: психологический профиль одаренного ребенка
Название методики
Цель
Измерение 16 факторов личности –
личностных черт, свойств, отражающих относительно
устойчивые способы
взаимодействия человека с окружающим миром и самим
11
собой.
Выявление эмоциональных,
коммуникативных, интеллектуальных
свойств, а также свойств саморегуляции.
Проводится с учащимися, начиная с 8-го класса
Выявление типа акцентуации характера
Тест Кеттела 16-PF (форма А)
Тест «Акцентуации характера»
Характерологический
опросник Айзенка (вариант
подростковый)
Изучение и коррекция индивидуально- психологических
– особенностей и
характерологических проявлений лиц подросткового
возраста
Опросник
САН
(самочувствие,
активность,
настроение)
В.А. Оперативная оценки самочувствия, активности и
Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. настроения
Шарай, М.П.
Мирошникова
Тест
«Шкала
социально- Выявление
особенностей
адаптационного
периода
психологической
личности через интегральные показатели "адаптация",
адаптированности» К.
"самоприятие", "приятие других", "эмоциональная
Роджерса и Р. Даймона в
комфортность",
"интернальность",
"стремление
к
адаптации Т.В. Снегиревой
доминированию"
Диагностика творческого потенциала, креативности.
Вопросы диагностируют границы любознательности
Опросник "Каков ваш творческий респондента, уверенность в себе, постоянство,
потенциал?"
зрительную
и
слуховую
память, стремление к
независимости, способность
абстрагироваться и сосредоточиваться
Тест «Исследование самооценки»
Дембо- Рубинштейна
Изучение представлений о счастье
Тест-опросник
для
определения
уровня
Самостоятельное
определение
школьником
уровня
самооценки одаренного школьника собственной самооценки
"Несуществующее животное"
Диагностика личностных особенностей
"Пальцем окрашивания тест"
Выявление значимых характеристик личности
В
Диагностика отношения ребенка к родителям, братьям,
сестрам, детской неформальной и формальной группам,
«Завершение предложения» (вариант учителям, школе, своим собственным
В. Михала)
способностям; выявление целей, ценностей, конфликтов и
значимых переживаний.
12
Перечень диагностик: когнитивная сфера одаренного ребенка
Методики, представленные в таблице, позволяют оценить состояние памяти, утомляемость,
активность, устойчивость и распределение внимания; определить избирательность восприятия,
уровень зрительного восприятия материала и зрительного самоконтроля.
Название методики
Цель
«Заучивание 10 слов» А.Р. Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания
Лурии
«Исключение слов»
Оценка вербально-логического мышления
Оценка
наблюдательности,
пространственных
представлений,
способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и
формулировать закономерности (приемы сложения куба),
Тест «Куб Линка»
психомоторики испытуемого. Определение степени сообразительности
при решении простейшей
конструктивной задачи
Тест на
механическую
Выявление технических способностей
понятливость Беннета
Тест интеллекта
«Нарисуй человека» Ф. Оценка уровня интеллектуального развития
Гудинаф
Тест
на
восприятие Определение избирательности внимания
Мюнстерберга
Тест «Ведущая
Определение ведущей репрезентативной системы
Перечень диагностик: интеллектуальная одаренность
На основании методик, входящих в этот раздел, возможно составление профиля уровня
интеллектуального развития ребенка, оценка его потенциальных возможностей дальнейшего
развития.
Название методики
Цель
Оценка наглядно-образного мышления у младшего школьника,
Тест
прогрессивных связанного с оперированием различными образами и наглядными
матриц Равена
представлениями при
решении задач
Тест Д. Векслера
Измерение уровня интеллектуального развития
Определение коэффициента интеллекта.
Выстраивание профиля интеллекта по следующим критериям:
дополнение предложений, исключение
Тест Р. Амтхауэра
слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические
задачи, числовые ряды,
пространственное воображение, пространственное обобщение
Экспресс-диагностика лабильности (способность к переключению
внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на
Тест
выполнение других, не
"Интеллектуальная
допуская
при
этом
ошибок)
мыслительных
процессов.
лабильность"
Прогнозирование успешности в профессиональном обучении,
освоении нового вида деятельности, оценка качества трудовой
практики
13
Перечень диагностик: творческий потенциал одаренного ребенка
Использование диагностического материала позволит провести отбор творчески одаренных детей.
Методики направлены на изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и
семантическом материале и позволяют оценить следующие факторы дивергентного мышления:
беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Также методики определяют, насколько
любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и
способными на риск, считают себя дети.
Название методики
Цель
Тест
«Изучение
личностных Определение
особенностей
творческой
личности:
креативных способностей» Е.Е. любознательности, воображения, сложности, склонности к
Туник
риску
Проверка
параметров
вербальной креативности:
Тест Медника для детей от 12 лет скорости
придумывания
вербальных
ассоциаций,
(адаптация Л.Г. Алексеева, оригинальности, необычности
ассоциирования,
Т.В. Галкина)
целенаправленности ассоциаций
Фигурная форма теста творческого
мышления Торренса
Оценка невербальной креативности
Модифицированные
Комплексная диагностика креативности у
детей
и
креативные тесты Вильямса (САР) подростков от 5 до 17 лет
Методика «Предложения»
Изучение дивергентной продуктивности при операциях с
символическим материалом
Методика «Классификация»
Изучение дивергентной продуктивности на семантическом
материале
Методика «Две линии»
Изучение дивергентной продуктивности на образном
материале
Опросник
для
определения Определение творческих наклонностейу школьников
творческих
наклонностей
у
школьников
Вербальный
тест
творческого Исследование творческой одаренности детей, начиная с 10–
мышления «Необычное
11 лет, и до выпускных экзаменов в школе (17–18 лет)
использование2 К.А. Хеллер
Перечень диагностик: социальные условия реализации одаренности
Методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и
скорректировать их возможные отклонения в адаптации.
Название методики
Цель
Тест «Умеете ли вы говорить и Определение особенностей коммуникации
слушать?» В. Маклени
Выявление коммуникативных и
организаторских склонностей личности (умения быстро и
четко устанавливать деловые и товарищеские контакты с
Методика изучения коммуникативных и людьми, стремление к расширению сферы контактов,
организаторских умений
участия в общественных и групповых мероприятиях,
умения влиять на людей, стремление проявлять
14
инициативу и т. д.)
Метод
исследования
уровня
субъективного контроля
Оценка
уровня
субъективного
контроля
над
психической
стабильности
(УСК) разнообразными жизненными
(разработан Е. Бажиным на основе ситуациями
шкалы локуса
контроля Д. Роттера)
Изучение представлений о себе. Определение основных
тенденций поведения человека в реальной группе:
Методика
"Q
-сортировки"
В. зависимость,
независимость,
общительность,
Стефансона
необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы
Тест интерперсональной диагностики Т. Диагностика межличностных отношений и свойств
Лири
личности, существенных при взаимодействии с другими
людьми
Методика оценки отношений подростка Выявление возможных "типов" восприятия индивидом
с классом
группы
Методика
"Незаконченные Диагностика системы личностных отношений, выявление
предложения" Джозефа М. Сакса
дисгармоничной системы отношений
Этапы работы в ДОО с одаренными детьми
Основные
направления образовательной
работы с одаренными высокомотивированными
обучающимися (воспитанниками):
анализ социально-педагогической ситуации в ДОО) при
работе с одаренными детьми;
диагностика (психологическая диагностика одаренности обучающегося, выявление
реального уровня достижений по показателям одаренности , изучение мнения родителей о
работе с одаренными детьми и проч.);
прогноз (целеполагание, формулирование ожидаемого результата и условий достижения);
проектирование (выбор способов деятельности, направленных на достижение цели);
организация (мотивация деятельности, просвещение, организация деятельности и общения
обучающихся);
контроль и оценка результатов деятельности, эффективности взаимодействия для
постановки новых целей.
1 этап подготовительно-проектировочный
Цель: выявление проблемы работы с одаренными обучающимися (воспитанниками) и обоснование
актуальных направлений деятельности
1. разработка рабочих программ
2. изучение т нормативной базы, методической литературы, опыта коллег других ДОО по
проблеме одаренности;
3. определение индивидуального перечня затруднений в работе с одаренными и
высокомотивированными обучающимися (воспитанниками);
4. выработка стратегии деятельности по реализации плана работы с одаренными детьми;
5. проведение психологического диагностирования, стартового диагностирования уровня
познавательного интереса, уровня достижений, обучающихся (воспитанников) по
образовательным областям;
15
6. актуализация банка данных обучающихся (воспитанников), имеющих способности
7. совершенствование рабочих программ, дифференцирование требований к содержанию
учебных материалов и др.
2. Практический этап:
Цель: Планирование и реализация основных мероприятий плана работы с одаренными детьми в
образовательном процессе через:
совершенствование методов и форм работы с одаренными и высокомотивированными
обучающимися (воспитанниками) в разных видах деятельности, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей;
реализацию программы спецкурсов с поддержкой в области информационнокоммуникационных технологий (в т. ч. дистанционные курсы, дистанционное
консультирование), элективных курсов, индивидуально-групповых занятий и др.;
обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных и высокомотивированных
обучающихся (воспитанников)и их родителей (законных представителей), педагоги
оказывают помощь в самоопределении одаренным и высокомотивированным обучающимся
(воспитанников);
организацию на базе ДОО сетевого взаимодействие педагогов по вопросу работы с
одаренными и высокомотивированными обучающимися (воспитанниками);
осуществление групповой и индивидуальной подготовки участников конкурсов и других
мероприятий для одаренных детей, ежегодно расширяется список подобных конкурсов для
участия.
3. Обобщающий этап
Цель: соотнесение полученных результатов с целью и задачами плана работы с одаренными
детьми, обобщение и трансляция опыта через:
итоговое диагностирование уровня познавательного интереса, уровня учебных
достижений,
обучающихся
(воспитанников)
по
образовательным
областям,
психологическое диагностирование обучающихся (воспитанников);
анализ результатов реализации рабочих программ,
определение перспектив дальнейших направлений деятельности ДОО в работе с одаренными и
высокомотивированными обучающимися (воспитанниками)
Моделирование системы работы с одаренными детьми
эта
цель
п
1этап Целевая
структуризация:
-определить цели и
направления
деятельности
ДОО
по
работе
одаренными
детьми
соответствии
с социальным заказом
2
этап
Содержание этапа
формирование социального
заказа, изучение
образовательной среды ДОО,
проблемно-ориентированный и
рефлексивный анализ
с деятельности ДОО,
в фиксирование тенденций
развития образования (в виде целей и
направлений деятельности)
выделение блоков возможностей ДОО
(мотивационные, кадровые,
нормативно-правовые и
16
Ответственн ый.
Сро- ки
Ст. воспитатель
2023Михалева
Н.Л., 2024
Пинженина Е.А.
Ст.
воспитатель 2023Михалева
Н.Л., 2024
Пинженина Е.А.
3
этап
4
этап
5
этап
6
этап
финансовые возможности,
материальные ресурсы,
возможности обучающихся),
декомпозиция возможностей ДОО) в
соответствии с
социальным заказом
Осуществить
выбор Выделение общих принципов
принципиальной
построения модели работы с
схемы
построения
одаренными детьми, ее
модели
системы
компонентов (блоков), уровней
работы
с
одаренными соподчинения, распределение
детьми,
учитывая функционала
существующие
модели
обучения,
способствующие
умственному
развитию
учащихся
(воспитанников.
Разработать
внутреннюю Определение структуры
структуру
компонентов (блоков, звеньев) модели
компонентов
работы с одаренными детьми,
модели
работы
с выделение главного звена в
одаренными детьми.
содержании
деятельности
Осуществление
разработка подходов,
выбора
выделение направлений и определение
диагностических процедур критериев результативности
и
для определения
эффективности разработанной
результативности
и модели работы с одаренными детьми.
эффективности
разработанной
модели
системы работы с
одаренными детьми.
Коррекция
Поле взаимодействия: совместная
разработанной
деятельность
модели работы с
участников образовательного
одаренными детьми и
процесса по коррекции
ее подсистем в ОО.
разработанной модели
17
Зав. ДОО
2023Воротникова Т.В. 2024
Ст. воспитатель
Михалева
Н.Л.,
Пинженина Е.А.
Ст. воспитатель
2023Михалева
Н.Л, 2024
Пинженина Е.А.
Ст. воспитатель
2023Михалева
Н.Л., 2024
Пинженина Е.А.
Ст. воспитатель
2023Михалева
Н.Л., 2024
Пинженина Е.А.
Модели обучения, способствующие умственному развитию воспитанников.
Моделируя систему системы работы с одаренными детьми важно учитывать существующие
модели обучения, способствующие умственному развитию учащихся. В условиях ДОО
применяются модели обучения, предложенные отечественными учеными и построенные с учетом
психологических механизмов умственного развития учащихся ( воспитанников).
1.
"Свободная модель". В процессе обучения в максимальной мере учитывается
внутренняя инициатива воспитанника. При наличии определенной помощи со стороны
взрослого ребенок сам определяет интенсивность и продолжительность своих занятий,( не
нарушая СаН П иН) свободно планирует свое время, самостоятельно выбирает средства
обучения. Какая-либо система жестких педагогических воздействий отсутствует. Напротив,
поощряется любая импровизация как в деятельности ребенка, так и в деятельности
педагога. Разновидности этой модели – "свободный день", "свободная группа . Ключевой
психологический элемент модели – свобода индивидуального выбора.
2.
"Личностная модель" (Л.Н. Занков, М.В. Зверева, И.А. Аргинская, Н.В. Нечаева и
др.). Основной задачей обучения в рамках этой модели является общее развитие
воспитанников , в т. ч. развитие его потенциальных познавательных, эмоциональных,
нравственных и эстетических возможностей. Организация обучения подчиняется
определенным принципам: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль
теоретического знания; быстрый темп изучения учебного материала; осознанный характер
учения. Используемая при этом методика характеризуется многогранностью,
вариативностью, опорой на проблемный подход. Отличительной особенностью модели
является подчеркнутое внимание к индивидуальности каждого ребенка. Ключевой
психологический элемент – целостный личностный рост.
3. "Активизирующая модель" (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н.
Скаткин, Г.И. Щукина и др.) направлена на повышение уровня
познавательной активности воспитанника за счет включения в учебный процесс проблемных
ситуаций. В рамках этой модели сохраняются основные моменты традиционного обучения, однако
учитываются два основных психологических фактора эффективности обучения: познавательная
мотивация и мыслительная активность детей в условиях разнообразных проблемных ситуаций.
Ключевой психологический элемент –"познавательный интерес".
Изучение психолого-педагогического потенциала педагога в работе с одаренностью ребенка
Для осуществления рефлексии можно использовать подходы таких ученых как Г.
Мюнстенберг, Г. Россолимо, А. Бине, Д. Гилфорд, Б. Теплов, В.
Шадриков, В. Панов и др. На основании данных подходов выделено 25 важных качеств личности и
типичных способов взаимодействия с детьми. Базируясь на личной педагогической рефлексии,
рекомендуется внимательно ознакомиться с каждым из них, оценивая с помощью 0, 1, 2, 3 баллов.
Подсчитав в конце сумму баллов, педагог сможет сделать обоснованный вывод о наличии или
отсутствии у него психолого-педагогического потенциала в работе с одаренностью ребенка.
18
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Утверждение
Балл
Умею признавать ранее не признанные или неиспользуемые возможности
ребенка.
Уважаю желание ребенка работать самостоятельно.
Умею воздержаться от вмешательства в творческий процесс ребенка
Предоставляю ребенку свободу выбора области приложения сил и методов
достижения цели.
Умею индивидуализировано применять учебную программу в зависимости от
особенностей воспитанника
Создаю условия для конкретного воплощения творческих идей.
Предоставляю возможность внести свой личный вклад в общее дело группы
каждому ребенку.
Поощряю работу над проектами, предложенными самими детьми.
Исключаю какое-либо давление на детей в творческой деятельности.
Умею создать в группе раскрепощенную обстановку.
Нахожу возможность одобрить результаты деятельности ребёнка в
определённой области.
Побуждаю желание ребенка испытать себя в новой для него области
деятельности.
Подчеркиваю положительное значение индивидуальных различий детей.
14. Уважаю, ищу потенциальные возможности отстающих детей.
15. Демонстрирую свой энтузиазм.
Оказываю авторитетную помощь детям, высказывающим отличное от других
16. мнение и испытывающим в связи с этим давление со стороны сверстников.
Создаю ситуации, при которых ребенок, не обнаруживающий особых успехов в
17. обучении, имеет возможность тесного
сотрудничества с более способными ребятами.
18. Извлекаю максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и
индивидуальных наклонностей ребенка.
19. Ищу возможные точки соприкосновения фантазии с реальностью в процессе
обучения.
20. Терпимо отношусь к беспорядку в период творческой деятельности детей.
Активизирую мыслительные процессы детей с помощью частого
21. использования в обращении к ним ключевых слов и фраз:
перечислите, расскажите своими словами, объясните смысл, объясните
причины.
22. Имею чувство юмора.
23. Имею реалистичную Я-концепцию.
19
Владею саногенным (способность управлять своим умственным миром).
24. мышлением.
25. Умею реалистично мыслить категориями прошлого, настоящего и будущего.
Сумма балов покажет условный уровень психолого-педагогического потенциала педагога в работе
с одаренностью ребенка:
0-15 баллов – низкий уровень;
16-30 баллов – уровень ниже среднего; 31-45 баллов – средний уровень;
46-60 баллов – уровень выше среднего; 61-75 баллов – высокий уровень.
Диагностические материалы по реализации «Программы работы с одаренными детьми»
Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка
Ф. И. обучающегося (воспитанника):
Баллы Виды деятельности
Организационные умения и навыки
Получив задание:
3
Планирует работу до ее начала
2
Планирует действия в ходе работы
1
Не составляет плана работы
Вопросы, уточняющие задание:
4
Не нуждается в дополнительных пояснениях
3
Задает вопросы до начала работы
2
Задает вопросы в ходе работы
1
Не задает вопросы, хотя и нуждается в пояснениях
Выполняя задание:
1
Точно придерживается плана
3
Отступает от плана в деталях, сохраняя общую
последовательность действий
2
Начинает работать по плану, но в ходе работы нарушает
порядок действий
1
Работает хаотично, без плана
Завершая задание:
3
Обязательно добивается запланированного результата
2
Не доводит работу до окончательного результата
1
Довольствуется ошибочным результатом
Закончив работу:
4
Проверяет результат, находит и исправляет ошибки
3
Результат не проверяет, т. к. довольствуется любым
20
Результат
результатом
2
Результат не проверяет, т. к. всегда убежден в его
правильности
1
Результат проверяет, но ошибок не видит
Помощь в работе:
4
Не нуждается
3
Нуждается и принимает
2
Нуждается, но не умеет пользоваться
1
Нуждается, но не обращается
Коммуникативные умения и навыки
Изложение собственных мыслей:
3
Может самостоятельно донести свою мысль до других
2
Может донести свою мысль до других только с помощью
наводящих вопросов
1
Не может донести свою мысль до других даже с помощью
наводящих вопросов
Ведение дискуссии: способность отвечать на вопросы:
4
Обычно отвечает, давая развернутый ответ
3
Обычно отвечает, давая краткий ответ
2
Как правило, при ответе испытывает затруднения из-за
волнения
1
Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы
Ведение дискуссии: способность задавать вопросы:
3
Обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы
2
Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и
требуют уточнений
1
Практически не может формулировать вопросы, понятные
собеседнику
Ведение дискуссии: способность корректно возражать оппоненту:
21
Обычно возражает оппоненту корректно
Не всегда корректно возражает оппоненту
Как правило, не соблюдает корректность, возражая
оппоненту
Взаимодействие в учебной группе: способность аргументировано отстаивать
собственную позицию:
3
Обычно отстаивает свою позицию аргументировано
2
Не всегда аргументировано отстаивает свою позицию
1
Как правило, не может аргументировано отстаивать свою
позицию
Взаимодействие в детском коллективе : способность гибко (разумно и
осознанно) менять собственную позицию:
4
Обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою
позицию в случае необходимости
3
Не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и
осознанно) менять свою позицию
2
Как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою
позицию, даже если понимает необходимость этого
шага
1
Не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому
что, как правило, не понимает
необходимости этого шага
Взаимодействие в детском коллективе : способность подчиниться решению
группы для успеха общего дела:
3
Обычно может подчиниться решению группы
2
Не всегда может подчиниться решению группы
1
Как правило, не подчиняется решению группы
Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать
статус собеседника и особенности ситуации общения):
3
2
1
22
Обычно удерживает социальную дистанцию в ходе
общения
2
Не всегда удерживает социальную дистанцию в общении
1
Как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе
общения
Интеллектуальные умения и навыки
Восприятие информации. Устную информацию воспринимает:
4
С первого предъявления
3
Нуждается в дополнительных разъяснениях
2
Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым
контролем усвоения
1
Не воспринимает устную инструкцию
Восприятие информации. устная и наглядная инструкция (на доске, на карточке
и т. п.) воспринимает:
4
Самостоятельно
3
Нуждается в разъяснениях
2
Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым
контролем усвоения
1
Не воспринимает инструкцию
Интеллектуальная обработка информации: умеет ли выделять главное в
предложенной информации:
3
Способен выделить самостоятельно
2
Нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих)
вопросах
1
Испытывает значительные затруднения
Интеллектуальная обработка информации: умеет ли выделить новое в учебном
материале:
3
Способен выделить самостоятельно
2
Нуждается в помощи
3
23
1
Испытывает значительные затруднения
Темп интеллектуальной деятельности:
3
Выше, чем у других воспитанников
2
Такой же, как у других воспитанников
1
Значительно снижен
Результативность интеллектуальной деятельности. Результат получает:
4
Успешно (рационально, эффективно) воспроизводя
предложенный учителем алгоритм
3
Оригинальным творческим способом
2
Нерациональным ("длинным") путем
1
Путем подгонки под ответ ("методом тыка")
Результативность интеллектуальной деятельности: предъявление результата:
4
Способен дать развернутый ответ и аргументировать свое
решение
3
Способен дать правильный ответ, но не может его
обосновать
2
Приходится "вытягивать" ответы
1
Необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные
затруднения
Самооценка результата работы:
3
Способен дать объективную оценку результату своей
работы, т. к. понимает суть допущенных ошибок
2
Не всегда может дать объективную оценку своей работе,
хотя, как правило, видит допущенные ошибки
1
Не может объективно оценить свою работу, т. к. не
понимает, что допустил ошибки
Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:
3
Способен усвоить программу по предмету в нормативные
сроки
2
Для освоения программы требуется система
дополнительных занятий
1
Освоение программы по различным причинам затруднено
24
Группы, баллы
Статус обучающегося
Рекомендации воспитателю
Интеллектуальные умения и навыки
Сильная группа (24– Успешно воспринимает информацию с первого Желательно поощрять творческий
31 балл)
предъявления. Способен
подход к решению учебных задач,
самостоятельно выделить новое и главное при развивать
интеллектуальной
обработке
учебного познавательные мотивы
материала. Темп
интеллектуальной деятельности выше, чем у
других
обучающихся
(воспитанников).
Результат получает, успешно воспроизводя
предложенный алгоритм, в ряде случаев может
действовать
оригинальным
способом.
Способен дать развернутый ответ,
аргументировать
свою
позицию.
В
большинстве случаев может дать
объективную оценку результату своей работы,
т. к. понимает суть допущенных ошибок
Средняя группа (16– Воспринимая информацию нуждается в Нужно оказать обучающемуся
23
дополнительных разъяснениях. При
организующую
и
балла)
интеллектуальной обработке
стимулирующую
информации
требуется
некоторая помощь. Необходимо развивать
(стимулирующая, организующая) помощь. способность действовать
Темп деятельности средний. Результат работы рациональными
чаще всего получает,
способами, умение
воспроизводя
предложенный
педагогом аргументировать свою позицию,
алгоритм, хотя временами действует
обосновывать
полученный
нерациональным, "длинным" путем.
результат.
Давая правильный ответ, не всегда
Следует
может обосновать свою точку зрения. Не совершенствовать
умение
всегда может дать объективную оценку своей объективно
работы, хотя, как
оценивать свою работу
правило, видит допущенные ошибки
Слабая группа (9–15 Воспринимая информацию, практически не в Пошаговое
предъявление
баллов)
состоянии
информации с
действовать
самостоятельно;
особые пошаговым
контролем
ее
трудности
вызывает
информация, усвоения. При интеллектуальной
предъявляемая
в
схемах.
Испытывает обработке
информации
затруднения, выделяя новое и главное при необходима значительная
интеллектуальной обработке
обучающая,
организующая
и
информации.
Темп
интеллектуальной стимулирующая
деятельности и ее результативность выражено помощь педагога.
снижены. Результаты работы чаще всего Необходимо развивать приемы
получает путем "подгонки под ответ", а логического
необходимость
мышления, формировать
предъявлять
его
вызывает
серьезные представления об эталоне работы
затруднения, ответы, как правило, приходится и
"вытягивать". Не может
критериях
ее
оценки.
Для
объективно оценить свою работу, т. к. часто не освоения
нового
материала
видит своих ошибок или не понимает, что требуется система
допустил их, в связи с тем, что во внутреннем дополнительных занятий
плане не
сформировано представление об эталоне
25
работы. Освоение школьной программы
значительно затруднено
Коммуникативные умения и навыки
Сильная группа (21– Способен ясно и четко излагать свои мысли, Обучающиеся не нуждаются в
26 баллов)
корректно отвечать на
специальной работе по развитию
поставленные
вопросы,
формулировать коммуникативных навыков
вопросы собеседнику, а также
возражать оппоненту. Умеет
аргументировать свою позицию или гибко
менять ее в случае
необходимости.
Способен
подчиниться
решению группы ради успеха общего дела.
Всегда удерживает социальную дистанцию в
ходе общения
Средняя группа (14– Испытывает некоторые затруднения при Необходимо работать над
20 баллов)
изложении собственных мыслей, ответах на совершенствованием
умения
обращенные к нему вопросы в связи с обучающихся
излагать
свои
волнением (ограниченным
мысли, формулировать
словарным запасом) и при попытках вопросы собеседнику и отвечать
самостоятельно формулировать
на
вопросы собеседнику. Не всегда
поставленные
вопросы.
способен отстоять свою позицию или разумно Желательно помочь ребенку в
изменить ее, а также подчиниться решению развитии
группы для
способности отстаивать свою
успеха общего дела. Возражая оппоненту, позицию или
бывает некорректен. В ходе общения может разумно менять ее.
нарушать социальную дистанцию
Следует работать над умением
соблюдать
социальную
дистанцию
в
общении
Слабая группа (8– Неспособен самостоятельно донести до Необходимо развивать приемы
13баллов)
окружающих собственные мысли и
участия в дискуссии,
формулировать ответы на обращенные к нему формировать способность
вопросы, а также
обосновывать свою позицию в
самостоятельно
формулировать
вопросы споре, видеть общую цель
собеседнику. В ходе
группы
и
действовать
в
дискуссии, как правило, некорректен. Не соответствии с ней, удерживать
может
аргументировано
отстаивать социальную дистанцию в ходе
собственную позицию и гибко менять ее, т. к. общения со взрослыми и
не понимает необходимости этого шага. При сверстниками
взаимодействии в группе не подчиняется
общему
решению. Неспособен строить общение с
учетом статуса собеседника и особенностей
ситуации общения
Организационные умения и навыки
Сильная группа (17– Способен
осмыслить
поставленную Следует развивать
26
22 балла)
образовательную задачу как цель своей самостоятельность
в
деятельности.
В
большинстве
случаев, самостоятельной
приступая к работе, заранее планирует свои деятельности,
поощрять
действия или успешно пользуется уже найденные ребенком
сформированными алгоритмами работы. В оригинальные и
случае необходимости
рациональные
способы
уточняет детали до начала работы.
организации
Осуществляя работу, точно
собственной работы
придерживается имеющегося плана или
отступает от плана лишь в деталях,
сохраняя общую последовательность действий.
Завершая задание,
обязательно добивается запланированного
результата. Закончив работу, проверяет ее,
находит и
исправляет ошибки. В случае
необходимости способен обратиться за
помощью и воспользоваться ей
Средняя группа (11– Во многих случаях способен осмыслить Нужно оказать воспитаннику
16 баллов)
образовательную задачу как цель своей организующую
и
деятельности. При этом планирование и стимулирующую
необходимые уточнения
помощь. Необходимо развивать
осуществляет уже в ходе работы. Имея целый навыки планирования
ряд сформированных
собственной
деятельности
и
алгоритмов работы, не всегда способен способность
выбрать оптимальный. При реализации плана
работы отступает от него в
деталях, сохраняя общую
27
Слабая группа
(6–10 баллов)
последовательность действий.
действовать в
Завершая работу, не всегда добивается соответствии с планом,
запланированного результата.
умение
выбирать
Результат работы не проверяет в связи с тем, оптимальный
алгоритм
что заранее убежден в его
работы.
Также
следует
правильности или потому, что довольствуется формировать более
любым результатом. В случае необходимости четкие представления об
может
эталоне работы и критериях
обратиться за помощью, но не всегда способен ее оценки
ей воспользоваться
Затруднено осмысление
Необходимо обучать
образовательной задачи как цели
умению ставить цель
деятельности. Приступает к работе, не
собственной
имея плана, уточняющих вопросов не
деятельности,
задает, хотя и нуждается в пояснениях;
разрабатывать шаги по
действует импульсивно, хаотично. Если
ее достижению,
план работы предложен педагогом, в
пошагово сверять свои
ходе работы грубо нарушает его, не
действия с имеющимся
замечая этого. Завершив задание, часто
планом. По завершении
довольствуется ошибочным
работы следует
результатом. При этом, даже проверяя
побуждать ребенка
результат, допущенных ошибок не
сравнивать полученный
видит. Не способен обратиться за
результат с эталоном,
необходимой помощью и, даже если
находить и исправлять
такая помощь оказана, не умеет ей
допущенные ошибки и
воспользоваться
на этой основе делать
самооценку.
Желательно показывать
ребенку, где можно
Временные периоды проведения педагогического мониторинга включены в периоды
образовательной деятельности.
Сроки проведения педагогического мониторинга достижения детьми целевых ориентиров
дошкольного образования:
первичный (01.09.2025 год - 14.09.2025 год), итоговый (18.05.2026 год – 31.05.2026 год).
28
Список литературы
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г.,. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - г.
Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” –М.,2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети.- М., 1991.
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С. Лейтеса.- М ., 2000.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996 Ярославль.
9. Михайлова З.А. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд.
«Детство-Пресс» 2002.
10. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург,
изд. «Акцидент» 1997.
11. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1997.
12. Смоленцева А.А.. Математика до школы. - Н.-Новгород. 1996.
13.Н.В.Коломина, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М: ТЦ
Сфера,2003.
14.Л.Н.Прохорова, «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». -М:
Аркти,2004.
15.А.И.Иванова, «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском
саду». -М.ТЦ Сфера, 2003.
16.Н.А.Рыжова. «Развивающая среда дошкольных учреждений». -М: ТЦ Сфера, 2003.
29