Дополнительная общеобразовательная программы-дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста "Шахматное королевство

2. Основные характеристики
2.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматное королевство» для детей 5-7 лет,

социально-гуманитарной

направленности.
Актуальность
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением. Обучение по данному курсу позволит подготовить
детей дошкольного возраста к скорейшему и успешному постижению
общеобразовательных

школьных

дисциплин,

в

первую

очередь

математического цикла, а также предоставит дополнительные возможности
формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Отличительные особенности Программы, является то, в её основе лежит
системно - деятельности подход. Игра в шахматы выступает мощным
инструментом

для

развития

творческого

логического

мышления

и

одновременно сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра в
шахматы развивает память и усидчивость, способность предвидеть и
находить нестандартные решения. Использование оригинальной системы
дидактических заданий и игр, составляющей основу программы «Шахматное
королевство», которая способствует усвоению способов деятельности и
обретению опыта творческой деятельности при обязательной опоре на
эмоционально-ценностный

компонент

социального

опыта.

Развитие

способности действовать «в уме» важно для всех видов деятельности детей,
так как каждый из них требует выполнения операций в определенной
последовательности. Однако в общеизвестных системах обучения эта
способность развивается не структурировано и целенаправленно, а стихийно.
Поскольку обучение является источником и движущей силой умственного

развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) и существует жизненно важная
способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая
развивается в ходе обучения, то следовательно необходимо найти
подходящее средство для её тренинга, этим средством и является игра в
шахматы, данный курс «Шахматное королевство».
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предусматривает обучение детей от 5 до 7 лет. К освоению программы
допускаются учащиеся без предъявления требований к уровню образования и
здоровью.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Для детей возраст 5-6 лет 1 учебный час равен 25 минут.
Для детей возраст 6-7 лет 1 учебный час равен 30 минут.
Объём освоения программы
Объем учебного времени, предусмотрен учебным планом- общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых
для освоения программы составляет 2 года (18 месяцев).
Срок реализации программы – 144 учебных часа.
Программа включает в себя два модуля:
Модуль 1. «Шахматы, первый год» - объем 72 часа;
Модуль 2. «Шахматы, второй год» - объем 72 часа.
Форма обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме, групповая (7
человек)

совместная

образовательная

деятельность,

индивидуально-

групповая образовательная деятельность.
Уровень сложности
Дополнительная
«Шахматное

общеобразовательная

королевство»

общеразвивающая

предполагает

стартовый

дополнительных знаний и навыков) и базовый

программа
(не

требует

(предполагает наличие

базовых понятий и умений в игре «Шахматы) уровни знаний и умений
учащихся.
Форма занятий групповая. Ожидаемое количество детей в одной
группе: 7 человек. Допускается формирование разновозрастных групп. В
разновозрастных группах применяется методика дифференцированного
обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог
излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической
деятельности предлагает задания разного уровня сложности (в зависимости
от возраста, способностей и уровня подготовки)
Педагог ориентируется на индивидуальные особенности обучающихся,
исходя из которых составляется общеразвивающий и образовательный
маршрут. Категория состояния лиц, которые могут быть зачислены на
обучение: без ОВЗ
Виды занятий
Обозначенный объем программы планируется к реализации в различных
формах

аудиторной

деятельности.

Это традиционное

занятие,

комбинированное занятие, беседа, игра, турнир, конкурс решения задач и
этюдов, сеанс одновременной игры, дидактические игры: «Шахматное лото»,
«Волшебный мешочек», «Перехитри часовых» и т.д
Реализация программы «Шахматное королевство» обеспечивается
воссозданием

эмоционально-насыщенной

атмосферы

занятий.

Она

обеспечивается тем, что почти на каждом занятии используются следующие
элементы:
1) сказка (читается дидактическая сказка или демонстрируется её
презентация);
2) импровизированный театр (выполняется небольшая инсценировка);
3) дидактическая игра;
4) юмор, смех (использование шуточного материала);
5) секрет, тайна (использование сюрпризов);

6) отсутствие проигравших (одно из ключевых условий – «шахматы
без проигравших»);
7) решение нестандартных занимательных заданий, способствующих
пониманию учащимися красоты как ценности.
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить
следующие формы подведения результатов:
• Викторина
• Игра «Угадай ход» (показать расстановку на шахматной доске), играконкурс, игра-турнир.
• Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля
развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость
его внимания.
• Открытое занятие.
• Творческая работа.
Тестирование.
2. 2. Цель и задачи Программы
Цель: обучение дошкольника принципам шахматной игры, воспитание у них
интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим
ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального
развития

старших

дошкольников,

формирование

общей

культуры

посредством обучения игре в шахматы.
А) Обучающие задачи:
- обучить детей основам шахматной игры;
- научить учащихся следить за ходом шахматной партии;
-закрепить умение и навыки игры, обучив учащихся играть шахматную
партию от начала и до конца с соблюдением всех правил;
- обучить простейшим ходам и взятиям;
- научить видеть краткую и полную шахматную нотацию;

-обучить навыкам запоминания, сравнения, обобщения, предвидения
результатов своей деятельности; ориентировки на плоскости, концентрации
внимания, памяти;
-развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,
умозаключений.
Б) Развивающие задачи:
- развивать умение оценивать возникающие шахматные позиции;
- создать условия для развития абстрактно-логического мышления;
- способствовать формированию конкретного системного мышления;
-способствовать

развитию

культуры

мышления,

самостоятельности,

ответственности, активности аккуратности;
-способствовать

развитию

творческого

воображения,

фантазии,

изобретательности у учащихся;
- повысить мотивацию к занятиям шахматами.
В) Воспитательные задачи:
- формировать потребность в самопознании, саморазвитии;
- формировать умение работать в детском коллективе, взаимодействовать со
сверстниками;
- выработать отношение к шахматам как к серьезным, полезным и нужным
занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
-воспитывать

настойчивость,

целеустремленность,

находчивость,

внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
- формировать у детей понимание ценности интеллектуального творчества.
2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Модуль 1 «Шахматы первый год»
№ п/п

1

Название раздела/темы

Шахматная доска

Количеств
о часов
Всего Теория Практика
6
3
3

Формы
аттестации/
контроля
Беседа

2

Шахматные фигуры

2

1

1

Творческая

3

Начальная

2

1

1

работа
Игра, беседа

4

расстановка фигур
Ходы и взятие фигур

36

18

18

Дидактическая
игра,

5

Цель

шахматной 14

7

7

наблюдение,
Анализ партий

6

партии
Игра всеми фигурами 12

6

6

Наблюдение,

изначального

игра,

положения

занятие

Итого

72

36

открытое

36

Содержание учебного плана образовательного модуля 1 «Шахматы
первый год»
• Раздел 1. Шахматная доска – 6 часов.
• 1.1. Тема: Шахматная доска.
• Теория (0,5): Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
• Практика (0,5): Определение белых и черных полей, белой и черной
диагонали, подсчет количества полей в шахматных дорожках.
• 1.2. Тема: Шахматная доска.
• Теория (0,5): Расположение доски между партнерами. Горизонталь и
вертикаль.
• Практика (0,5): Определение количества горизонталей и вертикалей
на шахматной доске.
• 1.3. Тема: Шахматная доска.
• Теория (0,5): Расположение доски между партнерами. Горизонталь и
вертикаль.

• Практика

(0,5):

выполнение

дидактических

заданий

и

игры

«Горизонталь», «Вертикаль», разгадывание шахматных загадок.
• 1.4.Тема: Шахматная доска
• Теория (0,5): Диагональ. Центр.
• Практика

(0,5):

Находить

на

шахматной

доске

горизонтали,

на

шахматной

доске

горизонтали,

вертикали, диагонали и центр.
• 1.5. Тема: Шахматная доска
• Теория (0,5): Диагональ. Центр.
• Практика

(0,5):

Находить

вертикали, диагонали и центр.
• 1.6. Тема: Шахматная доска
• Теория (0,5):Отличия диагонали от горизонтали и вертикали.
Количество полей в диагонали.
• Практика

(0,5):

решение

дидактических

заданий

«Помоги

рассеянному художнику».
• Раздел 2. Шахматные фигуры – 2 часа.
• 2.1.Тема: Шахматные фигуры.
• Теория (0,5):

Знакомство с белые и черные фигуры. Ладья, слон

ферзь. Презентация «Приключение в шахматной стране, «Как
появились шахматные фигуры», «Оля, Добрыня и шахматы»
• Практика (0,5):

выполнение творческого задания - рисование

шахматных фигур, рассуждения по развитию сюжета в презентации
сказках, выполнение дидактической задачи «Угадай».
• 2.2.Тема: Шахматные фигуры.
• Теория (0,5): Знакомство с белые и черные фигуры. Конь, пешка,
король. Презентация «Оля, Добрыня и шахматы».
• Практика

(0,5):выполнение

дидактических

заданий

и

игр

на

определение различий между фигурами по цвету, форме и размеру

«Волшебный мешочек», «Секретная фигура», «Что общего? «Большая
и маленькая».
• Раздел 3. Начальная расстановка фигур – 2 часа.
• 3.1.Тема: Начальная расстановка фигур.
• Теория (0,5):Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило
«Ферзь любит свой цвет». Работа с презентацией «Я смотрю на первый
ряд…»
• Практика (0,5): Расстановка фигур в начальное положение. Находить
ошибки в неправильном расставленной начальной позиции. Разучить
рифмовку о начальном положении.
• 3.2.Тема: Начальная расстановка фигур.
• Теория (0,5):

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Определение связи между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий «Мешочек»,
«Мяч», «Да и нет».
• Раздел 4. Ходы и взятие фигур – 36 часов.
• 4.1. Тема: Ладья
• Теория (0,5):

Место ладьи в начальном положении. Повторение

названий шахматных фигур.
• Практика (0,5):

Дидактические игры: «Один в поле воин»,

«Кратчайший путь»
• 4.2. Тема: Ладья
• Теория (0,5): Ход. Ход ладьи. Взятие.
• Практика

(0,5):Дидактические

игры:

часовых».
• 4.3. Тема: Ладья
• Теория (0,5): Ход. Ход ладьи. Взятие.

«Лабиринт»,

Перехитри

• Практика (0,5): Дидактические игры: «Захват контрольного поля»,
«Игра на уничтожение». Выполнение детьми на своей шахматное доске
ход фигуры и взятие другой фигуры.
• 4.4. Тема: Ладья
• Теория (0,5): Ход ладьи. Взятие.
• Практика (0,5): Дидактическая игра: «Ограничение подвижности».
• 4.5. Тема: Слон.
• Теория (0,5): Место слона в начальном положении. Ход слона.
Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные
слоны. Качество фигуры. Легкая и тяжелая фигура.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
• 4.6. Тема: Слон.
• Теория (0,5): Ход слона, взятие.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Лабиринт», Перехитри часовых».
• 4.7. Тема: Слон.
• Теория (0,5): Ход слона, взятие.
• Практика (0,5):

Дидактические игры: «Игры на уничтожение»,

«Захват контрольного поля».
• 4.8. Тема: Слон.
• Теория (0,5): Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Разноцветные и одноцветные слоны.
• Практика (0,5): Дидактические игры: «Захват контрольного поля»,
«Ограничение подвижности».
• 4.9. Тема: Ладья против слона.
• Теория (0,5): Повторение ход и взятие слона, ладьи.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,

«Защита»,

«Выиграй

фигуру»,

«Перехитри

часовых»,

«Сними

часовых».
• 4.10. Тема: Ладья против слона.
• Теория (0,5): Повторение ход и взятие слона, ладьи.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля»,
«Ограничение подвижности».
• 4.11. Тема: Ладья против слона.
• Теория (0,5):Повторение ход и взятие слона, ладьи.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».
• 4.12. Тема: Ферзь.
• Теория (0,5): Ход ферзя, взятие. Ферзь-тяжелая фигура.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
• 4.13. Тема: Ферзь.
• Теория (0,5): Ход ферзя, взятие. Инсценировка «В гостях у ферзя».
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Лабиринт», «Перехитри часовых».
• 4.14. Тема: Ферзь.
• Теория (0,5): Ход ферзя, взятие.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».
• 4.15. Тема: Ферзь.
• Теория (0,5): Ход ферзя, взятие.
• Практика

(0,5): Отработка ходов по горизонтали, вертикали,

диагонали. Выполнение дидактических заданий на доске и в тетрадях:
«Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».
•

4.16. Тема: Ферзь против ладьи и слона.

• Теория (0,5): Ход ладьи, слона, ферзя.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых».
• 4.17. Тема: Ферзь против ладьи и слона.
• Теория (0,5): Ход ладьи, слона, ферзя.
• Практика (0,5): Дидактические задания: «Атака неприятельской
фигуры», «Игры на уничтожение», «Захват контрольного поля»,
«Ограничение подвижности».
• 4.18. Тема: Конь.
• Теория (0,5): Ход коня, взятие. Конь легкая фигура.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
• 4.19. Тема: Конь.
• Теория (0,5): Повторение ходов других фигур. Ход коня, взятие.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Лабиринт», «Перехитри часовых».
• 4.20. Тема: Повторение ход коня, взятие.
• Теория (0,5): Ход коня, взятие.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Лабиринт», «Перехитри часовых».
• 4.21. Тема: Конь.
• Теория (0,5): Ход коня, взятие.
• Практика (0,5):

Дидактические игры: «Игры на уничтожение»,

«Ограничение подвижности».
• 4.22. Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона.
• Теория (0,5):Повторение ход ладьи, слона, ферзя, коня.

• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита».
• 4.23. Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона.
• Теория (0,5):Повторение ход ладьи, слона, ферзя, коня.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях:

«Выиграй

уничтожение»,

фигуру»,

«Захват

«Сними

контрольного

на доске и в

часовых»,
поля»,

«Игра

на

«Ограничение

подвижности».
• 4.24. Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона.
• Теория (0,5):Повторение ход ладьи, слона, ферзя, коня.
• Практика (0,5):

Дидактические игры: «Игра на уничтожение»,

«Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».
• 4.25. Тема: Пешка.
• Теория (0,5): Ход пешки, взятие. Чтение -инсценировка сказки «Лена,
Оля и Баба-Яга»
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Один в поле воин», «Лабиринт».
• 4.26. Тема: Пешка.
• Теория (0,5): Ход пешки, взятие на проходе. Превращение пешки.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях: «Один в поле воин», «Лабиринт».

на доске и в

Отработка взятия на

проходе.
• 4.27. Тема: Пешка.
• Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях: «Один в поле воин», «Лабиринт».
проходе.
• 4.28. Тема: Пешка.

на доске и в

Отработка взятия на

• Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки.
• Практика (0,5):

Дидактические игры: «Игра на уничтожение»,

«Ограничение подвижности».
• 4.29. Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
• Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки,
взятие.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита».
• 4.29. Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
• Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки,
взятие.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых».
• 4.31. Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
• Теория (0,5): Повторение хода ладьи, слона, ферзя, коня, пешки,
взятие.
• Практика (0,5):Дидактическая игра: «Ограничение подвижности».
• 4.32. Тема: Король. Ход короля.
• Теория (0,5): Повторение хода всех фигур. Место короля в начальном
положении.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»
• 4.33. Тема: Король. Ход короля, взятие.
• Теория (0,5): Повторение хода короля, взятие.
• Практика (0,5):Дидактическая игра: «Игра на уничтожение», «Захват
контрольного поля».
• 4.34. Тема: Король против других фигур.

• Теория (0,5): Повторение хода всех фигур.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Перехитри часовых», «Сними часовых».
• 4.35. Тема: Король против других фигур.
• Теория (0,5): Повторение хода всех фигур.
• Практика

(0,5):Дидактические

игры:

«Игра

на

уничтожение»,

«Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля».
• 4.36. Тема: Король против других фигур.
• Теория (0,5): Повторение хода всех фигур.
• Практика

(0,5):Дидактические

игры:

«Игра

на

уничтожение»,

«Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля».
• Раздел 5. Цель шахматной партии – 14 часов.
• 5.1. Тема: Шах.
• Теория (0,5):Повторение ходов всех фигур. Шах ферзем, ладьей,
слоном.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях:

на доске и в

«Шах или не шах», «Дай шах», «Шах с выигрышем

фигуры», «Защита от шаха».
• 5.2. Тема: Шах.
• Теория (0,5):Шах конем, пешкой.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях:

на доске и в

«Шах или не шах», «Дай шах», «Шах с выигрышем

фигуры», «Защита от шаха».
• 5.3. Тема: Шах.
• Теория (0,5):Открытый шах.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях:
фигуры».

на доске и в

«Дай открытый шах», «Открытый шах с выигрышем

• 5.4. Тема: Шах.
• Теория (0,5):Двойной шах.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Дай двойной шах», «Двойной шах с выигрышем фигуры»,
«Лучший шах». Дидактическая игра «Первый шах».
• 5.5. Тема: Мат.
• Теория (0,5):Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат или не мат».
• 5.6. Тема: Мат.
• Теория (0,5):Мат конем, пешкой.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат или не мат».
• 5.7. Тема: Мат.
• Теория (0,5):Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат в один ход».
• 5.8. Тема: Мат.
• Теория (0,5):Мат в один ход конем, пешкой.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат в один ход».
• 5.9. Тема: Мат.
• Теория (0,5):Мат в один ход: сложные случаи с большим числом
фигур.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура».
• 5.10. Тема: Мат.
• Теория (0,5):Мат в один ход: сложные случаи с большим числом
фигур.

• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура».
• 5.11. Тема: Ничья. Пат.
• Теория (0,5):Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Пат или не пат».
• 5.12. Тема: Ничья. Пат.
• Теория (0,5):Варианты ничьей. Анализ партий.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Пат или не пат».
• 5.13. Тема: Рокировка.
• Теория (0,5):Правила рокировки. Короткая рокировка.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».
• 5.14. Тема: Рокировка.
• Теория (0,5):Правила рокировки. Длинная рокировка.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».
• Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения – 8 часов.
• 6.1. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): Повторение Длинная и короткая рокировка. Правила
поведения за шахматной доской.
• Практика (0,5):Игра всеми фигурами из начального положения,
дидактическая игра «Два хода».
• 6.2. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): Анализ партий.
• Практика (0,5):

Игра всеми фигурами из начального положения,

дидактическая игра «Два хода».
• 6.3. Тема: Шахматная партия.

• Теория (0,5): Принципы разыгрывания дебюта.
• Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
• 6.4. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): Принципы разыгрывания дебюта.
• Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
• 6.5. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): Демонстрация коротких партий. Анализ дебютных
ошибок, которые ведут к быстрому мату.
• Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
• 6.6. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): Демонстрация коротких партий. Анализ дебютных
ошибок, которые ведут к быстрому мату.
• Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
• 6.7. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): Анализ дебютных ошибок, которые ведут к быстрому
мату.
• Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
• 6.8. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): Повторение правил рокировки, легкие и тяжелые
фигуры.
• Практика (0,5): Беседа вопрос-ответ. Игра всеми фигурами из
начального положения.
• 6.9. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): повторение - пат, мат.
• Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения
• 6.10. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5):
фигур»

Повторение материала по разделу: «Ходы и взятие

• Практика (0,5): Выполнение дидактического задания в тетрадях:
«Атака

неприятельской

«Защита»,

«Выиграй

фигуры»,

фигуру»,

«Двойной

«Перехитри

удар»,
часовых»,

«Взятие»,
«Сними

часовых».
• 6.11. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): Изучение позиций фигур в дебюте.
• Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения.
• 6.12. Тема: Шахматная партия.
• Теория (0,5): Знакомство дебют - гамбит
• Практика (0,5): Выполнение дидактического задания на шахматной
доске. Беседа вопрос-ответ. Игра всеми фигурами из начального
положения.
Учебный (тематический) план
Модуль 2 «Шахматы второй год»
№ Название раздела/темы Количество часов
Формы
п/п
Всего Теория Практика аттестации/контро
ля
1
Основные термины
4
2
2
Викторина
шахматной партии
2
Краткая история
1
1
0
Беседа
3

Шахматная нотация

4

2

2

Беседа,
самостоятельная
работа

4

Ценность шахматных
фигур
Постановка мата
одинокому королю
Достижение
мата
без жертвы материала
Шахматная
комбинация
Итого

8

4

4

10

5

5

Беседа,
творческая работа
Анализ партий

6

3

3

39

19

20

72

36

36

5
6
7

Игра-турнир,
анализ партий
Игра-турнир,
Анализ партий

Содержание учебного плана образовательного

модуля

2 «Шахматы

второй год»
Раздел 1. Основные термины шахматной партии – 4 часа.
• 1.1. Тема: Ходы слона, ферзя, ладьи, коня, пешки и короля.
• Теория (0,5): просмотр обзорной презентации «приключение в
Шахматной

стране».

Повторение

понятий:

поля,

горизонталь,

вертикаль, диагональ, центр.
• Практика (0,5): Расстановка начального положения.
• 1.2. Тема: Шах, мат и пат .
• Теория (0,5): Повторение понятий: шах, мат, пат. Ходы шахматных
фигур. Начальное положение.
• Практика (0,5):

игровая практика – игра всеми фигурами из

начального положения.
• 1.3. Тема: Рокировка, взятие на проходе.
• Теория (0,5): Повторение понятий: рокировка, взятие на проходе.
Превращение пешки.
• Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на шахматной
доске: «Три фигуры против целой армии», «Убери лишнюю фигуру»,
«Ходят только белые»,
• 1.4. Тема: Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
• Теория (0,5): разыгрывания дебюта. Мат в один ход.
• Практика (0,5):

игровая практика – игра всеми фигурами из

начального положения.
• Раздел 2. Краткая история шахмат – 1 час.
• 2.1. Тема: Шахматная доска.
• Теория (1): Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и
шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр презентаций
«Легенда о радже и мудреце», «Книга шахматной юности. Второй шаг
в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам.

• Раздел 3. Шахматная нотация – 4 час.
• 3.1. Тема: Шахматная нотация.
• Теория (0,5): Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Полная и
краткая нотация. Запись шахматной партии.
• Практика (0,5):

Выполнение дидактических заданий: «Назови

вертикаль», «Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто
быстрее», «Вижу цель».
• 3.2. Тема: Шахматная нотация.
• Теория (0,5):

Повторение обозначений горизонталей, вертикалей,

полей. Полная и краткая нотация. Запись шахматной партии.
• Практика

(0,5): Выполнение дидактических

заданий:

«Назови

вертикаль», «Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто
быстрее», «Вижу цель».
• 3.3. Тема: Шахматная нотация.
• Теория (0,5): Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись
начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии.
• Практика (0,5): Игровая практика с записью шахматной партии или
фрагмента.
• 3.4. Тема: Шахматная нотация.
• Теория (0,5): Повторение обозначений шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии.
• Практика (0,5):Игровая практика с записью шахматной партии или
фрагмента.
Раздел 4. Ценность шахматных фигур – 8 час
• 4.1. Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч)
• Теория (1): Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса.

• Практика (1):Выполнение дидактического задания «Кто сильнее»,
«Обе армии равны», «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).
• 4.2. Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч)
• Теория (1): Достижение материального перевеса.
• Практика

(1):Выполнение

дидактического

задания

«Выигрыш

материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.
• 4.3. Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч)
• Теория (1): Достижение материального перевеса. Способы защиты.
• Практика

(1):Выполнение

дидактического

задания

«Выигрыш

материала» (выигрыш пешки). «Защита»(уничтожение атакующей
фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.
• 4.4. Тема: Ценность шахматных фигур (2 ч)
• Теория (1): Защита.
• Практика (1):Выполнение дидактического задания «Защита» (защита
атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака).
• Раздел 5. Постановка мата одинокому королю – 10 часов.
• 5.1. Тема: Техника матования одинокого короля (3 ч)
• Теория (1,5): Две ладьи против короля. Повторение способов защиты.
• Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат»,
«Мат или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»
«Ограниченный король» «Мат в два хода». Игровая практика.
• 5.2. Тема: Техника матования одинокого короля (2 ч)
• Теория (1): Ферзь и ладья против короля.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат»,
«Мат или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»
«Ограниченный король» «Мат в два хода». Игровая практика.
• 5.3. Тема: Техника матования одинокого короля (2 ч)
• Теория (1): Ферзь и король против короля.

• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат»,
«Мат или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»
«Ограниченный король» «Мат в два хода». Игровая практика.
• 5.4. Тема: Техника матования одинокого короля (3 ч)
• Теория (1,5): Ладья и король против короля. Оппозиция.
• Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Шах или мат»,
«Мат или пат» «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»
«Ограниченный король» «Мат в два хода». Игровая практика.
• Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала – 6 часов.
• 6.1. Тема: Достижение мата без жертвы материала (2 ч)
• Теория (1):

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

Цугцванг. Защита от мата.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
• 6.2. Тема: Достижение мата без жертвы материала (2 ч)
• Теория (1): Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
• 6.3. Тема: Достижение мата без жертвы материала (2 ч)
• Теория (1): Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
• Раздел 7. Шахматная комбинация – 34 часа.
• 7.1. Тема: Шахматная комбинация (3 ч)
• Теория (1,5): Жертва в шахматах. Матовые комбинации.

Тема

комбинаций. Тема завлечения.
• Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в
два хода». Игровая практика.
• 7.2. Тема: Шахматная комбинация (2 ч)

• Теория (1): Матовые комбинации. Тема отвлечения. Презентация
«Гарри Поттер играет в шахматы»
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
• 7.3. Тема: Шахматная комбинация (2 ч)
• Теория (1): Матовые комбинации. Тема блокировки.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода».
• Игровая практика.
• 7.4. Тема: Шахматная комбинация (2 ч)
• Теория (1): Тема разрушения королевского прикрытия.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
• 7.5. Тема: Шахматная комбинация (3 ч)
• Теория (1,5): Матовые комбинации. Тема освобождения пространства
(освобождение поля, горизонтали, вертикали, диагонали). Тема
уничтожения защиты. Тема «рентгена».
• Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в
два хода». Игровая практика.
• 7.6. Тема: Шахматная комбинация (2 ч)
• Теория (1): Матовые комбинации. Тема батареи, связки, перекрытия,
пассивной жертвы. Сочетание тематических приемов.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
• 7.7. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса (2 ч)
• Теория (1): Отвлечение, завлечение.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.

• 7.8. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса(2 ч)
• Теория (1): Тема уничтожения защиты. Связки.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
• 7.9. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса(3 ч)
• Теория (1,5):

Освобождение пространства (освобождение поля,

горизонтали, вертикали, диагонали). Прием перекрытия.
• Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
• 7.10.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса (2 ч)
• Теория (1): Превращение пешки.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
• 7.11.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса(3 ч)
• Теория (1,5): Сочетание тематических приемов.
• Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
• 7.12.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса (2 ч)
• Теория (1): Комбинации на пат. Комбинации для достижения ничей.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Сделай ничью».
Игровая практика.
• 7.13.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса (2 ч)

• Теория (1): Комбинации на вечный шах. Комбинации для достижения
ничей.
• Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Сделай ничью».
Игровая практика.
• 7.14.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса

(4 ч).

• Теория (2): Типичные комбинации в дебюте.
• Практика

(2):

Выполнение

дидактических

заданий:

«Проведи

комбинацию». Игровая практика.
•

7.15. Тема: Шахматная нотации и ценность шахматных фигур (2).

• Теория (1): Повторение по разделу: «История шахмат», «Шахматная
нотация», «Ценность шахматных фигур»
• Практика (1):

Игровая практика «Постановка мата

одинокому

королю.
•

8.2. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса

(2).

• Теория (1): Превращение пешки. Повторение материала по разделу:
«Достижение мата без жертвы», «Шахматная комбинация».
• Практика (1):

Дидактическое задание "Выигрыш материала".

Игровая практика.
• 8.3. Тема: Открытое занятие (1).
• Практика (1): Игровая практика – турнир.
2.4 Планируемые результаты освоения образовательной
общеразвивающей программы «Шахматное королевство»
Личностные:
• - научились работать в детском коллективе, взаимодействовать со
сверстниками;

• - развили целеустремленность, находчивость, внимательность,
уверенность, волю, трудолюбие;
• - нашли в себе ценность интеллектуального творчества;
• - выработали отношение к шахматам как серьезному, полезному
занятию, имеющая спортивную и творческую направленность.
Метапредметные:
• - умеют оценивать возникающие шахматные позиции;
• - сформирована системное мышление;
• - развита способность культуры мышления, самостоятельности,
ответственности ;
• - имеется мотивация к занятиям по шахматам;
Предметные:
• - знают основы шахматной доски;
• - умеют следить за ходом шахматной партии;
• - видят краткую и полную шахматную нотацию;
• - умеют делать несложные ходы и взятия;
• - запоминают сравнивают, обобщают, предвидение своих результатов
деятельности;

3. Организационного - педагогические условия
3.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для успешной реализации программы образовательной организацией
обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение
всего периода обучения. Занятия по шахматам проводятся в кабинете
площадью не менее 12 кв.м., которое соответствует всем требованиям
санитарно-эпидемиологических правил и нормативами СанПиН.
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели (столы,
стуль), мультимедийное оборудование, наборы шахмат и досок, шахматные
часы, демонстрационная шахматная доска, наборы магнитов двух цветов,
компьютеры, инструменты и приспособления, необходимые для организации
занятий, хранения и показа наглядных пособий.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3

Степень
Количество использования (в %
единиц на
от
группу
продолжительности
программы)

Средство обучения

Проектор
с
экраном
1 комплект
(мультимедиа)
Демонстрационная шахматная
доска с набором шахматных
1 шт
фигур
10
Наборы шахмат и досок
комплектов
Наборы магнитов двух цветов
6/6 шт
Шахматные часы
5 шт
Компьютер, звуковые колонки
1 шт
Столы
8 шт.
Стулья
8 шт.
Доска магнитная
1 шт
Расходные материалы
Атрибуты для
сюжетно-ролевых игр
Карандаши, ручки, маркеры на
10/10/5
водной основе
Губки для маркерной доски
2 шт.

50 %
80 %
100 %
70 %
80 %
50 %
100%
100%
60%

Кадровое обеспечение
Требования к квалификации.
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в
рамках

иного

направления

подготовки

высшего

образования

и

специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия
дополнительным

дополнительным

общеразвивающим

предпрофессиональным

программам,

программам,

реализуемым

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение
при

необходимости

после

трудоустройства

дополнительного

профессионального образования по направлению подготовки "Образование и
педагогические науки". Наличие квалификационной категории не является
обязательным требованием.

Методические материалы
Модуль 1 «Шахматы первый год»
1. Учебник для учащихся «Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны» (в двух частях).
2. Методическое пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и
учу».
3. Рабочая тетрадь «Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь» (в двух частях).
4. Тетрадь для проверочных работ.
5. Шахматные игрушки и игры.
Модуль 2 «Шахматы второй год»
1. Учебник для учащихся «Шахматы, второй год, или Играем и
выигрываем»(в двух частях).
2. Методическое пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и
учу».
3. Рабочая тетрадь «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем:
Рабочая тетрадь» (в двух частях).
4. Тетрадь для проверочных работ: Шахматы, второй год, или Играем и
выигрываем: тетрадь для проверочных работ».
5. Задачник «Задачи к курсу «Шахматы - школе». Второй год обучения».
6. Шахматные игрушки и игры.
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Педагогический

мониторинг

достижения

детьми

планируемых

результатов освоения программы проводится для детей 5-6 и 6-7 лет-2 раза в
год с использованием низко формализованных (наблюдение, беседа,
индивидуальная работа и др.) методов (вводный и итоговый). Также после
изучения каждого раздела проводится опрос/тестирование с применением
тетрадей для проверочных работ (автор И.Г. Сухин).

Критерии оценки:
2 (Высокий): Ребенок имеет представление об истории шахмат и о
шахматной игре. Умеет быстро и правильно находить поля, горизонтали,
вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
Имеет понятие о приемах взятия фигур. У ребенка развита познавательная
активность, зрительное восприятие, внимание, логическое мышление,
воображение.

Умеет

планировать

свои

действия,

обдумывать

их,

рассуждать, искать правильный ответ.
1 (Средний):Ребенок имеет представление об истории шахмат и о
шахматной игре. Допускает ошибки при поиске шахматных полей,
горизонталей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.
Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
0 (Низкий):Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,
горизонтали, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не
знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов
шахматных фигур и их отличия.
В период обучения проводятся контрольные мероприятия: открытое
занятие, творческая работа, викторина, конкурс-турнир.
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить
следующие формы подведения результатов:
• Викторина
• Игра «Угадай ход» (показать расстановку на шахматной доске), играконкурс, игра-турнир.
• Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля
развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость
его внимания.
• Открытое занятие.

• Творческая работа.
• Тестирование.
4. Список литературы
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
3. приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
4. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»,
5. приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об
утверждении

Единого

квалификационного

справочника

должностей

руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»,
6. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8
сентября

2015

г.

№

613н

«Профессиональный

стандарт.

Педагог

дополнительного образования детей и взрослых,
7. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – Ростов
н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – 352с.
8. Карпов А. Учись шахматам. – Издательство «Эгмон Россия Лтд.»,
1997.- 120с.
9. Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы взрослых и детей. –
СПб.: Издательский дом «Литература», 2013. – 128с.: ил.

10. Сухин И.Г.Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга
-

сказка для совместного чтения родителей и детей/ И.Г.Сухин.- М.:

Новая школа, 2013. – 158с.: ил.
11. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных
классов общеобразовательных учреждений». – 2-е изд. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2011. -40с.
12. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для
учителя. – Обнинск: Духовное возраждение, 2011. – 120с.: ил.
13. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для
учителя. – Обнинск: Духовное возраждение, 2011. – 120с.: ил.
14. Современная энциклопедия для дошколят./ Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В.
Хаткина. – Донецк: ПКФ «БАО», 2000. – 480с.
Литература для обучающихся (родителей)
Художественная литература для детей по шахматной тематике:
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. –Вып. 4, 5.

Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей
шахматной игре:
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е.Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая
школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр
Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур,
2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000, 2001.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы.
– Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».